Category:

К вопросу о свободе воли, или О курении...

А вот на страницах журнала уважаемой lenny_lesly написал кое что важное как кажется для себя.. И потому даю ссылку на эту страничку 
http://lenny-lesly.livejournal.com/94146.html .. 
Но, на всякий случай продублирую и у себя состоявшуюся беседу:

Пишет Ленни [info]lenny_lesly
2006-04-06 17:27:00

Как пахнет вишня...
Однажды, вполне давно даже по взрослым меркам, я оглянулась вокруг и поняла, что...

Мой папа курит: сигареты, кальяны, трубки и т.д., в общем, все, что курится,… мечтает бросить, мечтает купить трубку, мечтает бросить… тяжелые, но со вкусом вишни, легкие, но со вкусом омерзительным…
Моя лучшая подруга курит: не затягиваясь, и, как обычно, наивно полагая, что «чуть-чуть не считается»… быстро и с оглядкой, и тайком… покупая по одной сигарете…
Мои второстепенные подруги курят: когда сказать нечего… загадочно улыбаясь сквозь облака дыма… сигареты: тонкие, мягкие, женские…
Мои друзья курят: трубки с табаком, который пахнет дальними странами, морем, тропическими фруктами, табаком… делая из этого культ… также загадочно улыбаясь…
И ещё курят все и вообще: знаменитости, киногерои, литературные персонажи, и т.д. и т.п.

Я не понимала их. Я не курила… Никогда. До Эксперимента. Знаете, любопытство сгубило уже не одну кошку.

Эксперимент проводить было не на ком: кроликов и мышей заводить не хотелось. Поэтому наиболее подходящей кандидатурой я посчитала себя, присвоив попытке номер "раз".

Итак, для начала я купила пять зажигалок под цвет сумочек, пиджачков и прочих аксессуаров: черная, красная, белая, розовая и в цветочек. Потом произошел тяжелый выбор сигарет: «Мне что-нибудь полегче и поизящней.» Я взяла свою первую сигарету в правую руку, свою черную зажигалку в левую, подняла глаза к небу, инспектируя, не снизойдет ли на меня моментальная кара в виде молнии или затерявшегося астероида. Небо было ясное, я стояла напротив памятника великому поэту Маяковскому, который наверняка, как и любой мужчина, курил. Я тяжело вздохнула, мысленно попросила прощенья и чиркнула зажигалкой…
Красоты не получилось: чиркать левой рукой было неудобно. Переложив зажигалку в правую, а сигарету в левую, я медленно и трепетно чиркнула ещё раз. Огонь загорелся на секунду, а затем погас, уносимый порывом осеннего ветра. Так… Но так просто я не сдамся. И я задумалась: а как это, собственно, делается? Как можно держать в одной руке сигарету, в другой зажигалку, третьей прикрывая зажигалку от ветра, четвертой откидывать от огня падающие из растрёпавшейся прически волосы?
После долгих раздумий я поняла, что сигарету нужно держать во рту, зажигалку в правой руке, волосы в левой, а стоять нужно против ветра! Итак, чувствуя себя почти пещерным человеком, добывающим огонь, я чиркнула по пресловутой зажигалке в третий раз, поднесла её к концу сигареты и вдруг… с шумом выдохнула воздух. Черт!

Вообщем, спустя пару часов мытарств я закурила! Я шла по улице и мне было великолепно хорошо. Ура! Я курю! Свою первую сигарету! Класс! Я выдыхаю клубы дыма, как огнедышащий дракон, я держу сигарету между двух пальцев, я ощущаю её своими губами… Через два дома я задумалась: а где, собственно, вкус табака на языке? Ну где-где, в воздухе, дорогая моя. Ты ведь не затягиваешься! А это противоречит чистоте эксперимента. И я затянулась…

Казалось, что я проглотила токсичные химикаты и сейчас умру. Ну… в принципе, так оно и было в действительности. Я откашлялась, отдышалась и жертвуя собой, вдохнула ещё раз. Ну должно же в этом быть хоть что-то хорошее, раз им_всем_ это так нравится! И правда, через три дома мне стало уже не так противно, а через пять мне понравилось. Я жила в облаке сигаретного дыма, я затягивалась с упоением подростка, я делала все от души и чистого сердца, я была счастлива!...

А потом я докурила сигарету, дым рассеялся, и мне стало плохо. Я пахла табаком, я вся целиком пахла табаком: одежда, волосы, руки. Мой обонятельный аппарат в шоке отказывался воспринимать все остальные запахи: только запах табака. Я потеряла одно из важнейших удовольствий в своей жизни, я проходила мимо цветочного магазина и чувствовала запах табака, мимо кондитерской и чувствовала запах табака, мимо хорошо надушенного мужчины и чувствовала запах табака. Мне хотелось только одного: все выстирать, вымыть, проветрить, забыть как страшный сон.
А потом мне захотелось умереть… От табака у меня заболели все внутренности сразу, от головы до кончиков ногтей. Наверное, до них тоже и наконец-то докатилась токсичная волна. А потом произошло самое интересное: меня стало покачивать, знаете, так легко и ненавязчиво: чуть влево, чуть вправо. Было бы забавно, если бы я не так пахла табаком и не так ощущала физически, как никотин с сотоварищами пытается адаптироваться у меня в организме. В метро меня докачало до точки, как будто я плыву на корабле и у меня морская болезнь в крайне запущенной стадии.
Когда из метро выплыла все-таки живая я, то вынула из сумочки только что начатую упаковку сигарет и со злостью выкинула её в мусорное ведро. На душе стало значительно легче. Это был правильный выбор.

Результат эксперимента вполне закономерен: курение вредит вашему здоровью. На этом можно было бы закончить, если бы не одно «но»… Через пару дней все мое тело благополучно забыло про собственные сигаретные злоключения и захотело подержать в руках сигарету, почувствовать её запах, помять её в руках, поджечь её, посмотреть на мир сквозь клубы дыма… Теперь я их всех поняла: курить неприятно, невкусно, противно, но затягивает.

Я не курила. Никогда… До Эксперимента… И после. А если когда-нибудь мне захочется вспомнить вкус табака - достаточно присутствия отца: после общения рядом со мной, как надежный щит от всяких невзгод, родной запах тяжелых сигарет со вкусом вишни и привкусом мятного Orbit’а. Прекрасное сочетание!

P.S. А запахи и память - другая тема, любимая...

Update:
это тоже о курении, давнее и немного другое.
вопрос о свободе воли...:)
[info]sagittario
2006-04-07 03:32 pm (local)
приятно было читать.. забавно..спасибо)..
а вообще, на самом деле, вопрос о свободе воли тут затронут...
курение, как и любой другой элемент культуры уже существует в мире до вхождения нас в него... И нам остается лишь приноравливаться к нему, как и ко всему остальному.. Т.е. нет тут "абсолютного" выбора, когда и сам Выбор не является обязательным. А мы тут поставлены в условия обязательности его... Соответственно и самооправдание того или иного "выбора" тут априори уже не будет до конца искренним.., независимым..
Это первоначально..., а потом уж, заимев привычку, и вовсе сложно тут быть объективным..)
Вырисовывается вопрос, обязаны ли мы попробовать на себе все, что окружает нас в мире, в который нас вбросили... Все, джаже самое порочное...
И, что значит - попробовать... Достаточно ли здесь боязливое первое прикосновение только или необходимо войти по горло...

Если бы только курение задавало нам эти вопросы..:)

 

Re: вопрос о свободе воли...:)
[info]lenny_lesly
2006-04-07 04:25 pm (local)
ну, если без иронии, серьезно, то решение попробовать было вызвано необходимостью найти доводы против, а не за.

а по поводу осознанности выбора и давления социального окружения - больная тема. к сожалению, пропаганда здорового образа жизни, нравственных норм и проч. имеет довольно слабое влияние на людей, особенно в юном возрасте. необходима очень серьезная внутренная мотивация, чтобы, например, не начать курить, когда курят все, в том числе и легкие наркотики.

но могут ли безупречные внятно объяснить юным и колеблющимся, почему - нельзя? никакое медицинско-психологическо-педагогическое образование не подействует так, как слова о том, что я это пережил, и это очень плохо. на этом построены психотренинги анонимных алкоголиков, например.

вот я работаю с детьми. говорю им, что плохо курить, пить, словом, вести аморальный образ жизни. а они, совсем маленькие человечки, отвечают - а вам откуда знать, что это плохо? ;)
и это они говорят мне, почти ровеснику, а не "старой грымзе училке", а уж доводы людей в возрасте вообще остаются без отклика.

и ещё. в католичестве целибат, в православии - брак священников. почему? читала много комментариев на эту тему.
не проще ли православным священникам призывать к добру?
на мой взгляд, это не другая тема.

 

Re: вопрос о свободе воли...:)
[info]sagittario
2006-04-07 06:06 pm (local)
да... конечно тема непростая.. особенно когда касается воспитания детишек...
но, думаю, советами и увещеваниями тут делу не поможешь.. Ведь люди, выбирающие "праведный" путь по внушению и проповеди, не испробовавшие сами этого "зла" и не убидившиеся на собственном опыте в пагубности его, будут носить в себе чувство неполноценности, всегда их будет точить червячек некоей ущербности, и возможно даже стыда за собственную трусость... Это кто честные... А то можно и ханжой вообще стать...
А просто так призывать к здоровью организма, ради самого организма - как-то пошло, на самом деле.. Главное тут убедиться, что этому организму нужнее быть здоровым в этой жизни для неких более высоких целей, чем просто обывательское продление жизни.. И вот если суметь заразить ребенка этой некой высокой целью, желательно собственным примером, вот тогда это может быть и возымеет действие.. Или, по крайней мере, выбор будет освящен идеей)..

Про священников не очень понял вопроса.. Что значит "проще"?.. В смысле, что православные имеют больше моральных прав на проповедь добра, поскольку изведали "зла брачного"?.. или наоборот, иронично "проще"..
Точности ради стоит все же тут заметить, что, насколько я знаю, и в православии есть целибат.. у черного духовенства.. И только из них выбираются епископы и патриархи..

 

Re: вопрос о свободе воли...:)
[info]semwize
2006-04-08 05:53 pm (local)
"нам остается лишь приноравливаться к нему, как и ко всему остальному", "Вырисовывается вопрос, обязаны ли мы попробовать на себе все, что окружает нас в мире, в который нас вбросили... Все, джаже самое порочное..." Да ответ очевиден: конечно, не обязаны. Попробуйте пожевать стекло. Или это совсем другое, и тут вам рассудок подсказывает, что этого делать не стоит, дабы можно покалечиться?

"не убидившиеся на собственном опыте в пагубности его, будут носить в себе чувство неполноценности, всегда их будет точить червячек некоей ущербности, и возможно даже стыда за собственную трусость... Это кто честные... А то можно и ханжой вообще стать..." вы случайно Фрейда не перечитали?

Я никогда не курил, мои друзья не курят, мои родители не курят. Мне достаточно авторитетного мнения моих родителей и собственного рассудка, чтобы осознать всю гадость процесса курения. Меня совершенно никакой червячок не точит. а про стыд.. думаю я бы стыдился, если бы попробовал курить.

Как вы поняли, у меня резко отрицательное отношение к этому мероприятию. А больше всего меня возмущает то, что когда я выхожу на улицу подышать свежим воздухом мне в нос сразу въедается запах табака он настолько неприятен, что вызывает легкое ощущение тошноты. Я уже не говорю о том, что я ощущаю, когда выхожу из универа и передо мной стоят добрые полсотни людей с сигаретами во рту.

 

Re: вопрос о свободе воли...:)
[info]sagittario
2006-04-10 01:31 pm (local)
молодой человек:), если б вы знали, как я с вами солидарен по-поводу возмущения и отвращения от навязываемого курильщиками всем окружающим вдыхания их "ароматов":) Я же не писал апологетику курению.. Писал лишь о неоднозначности и непростоте решения этой проблемы...
Немного о своем опыте тут... Я тоже из некурящей семьи, и в школе как-то не вставал в классе у нас этот вопрос, не было у нас курящих.. и в институте я не курил.. и даже мысли такой не возникало.. Помню в детстве во дворе пробовал один раз, но ужасно противно было.. сразу закашлявшись и выплюнул...
А вот поступив на первую работу и оказавшись на целый день невольным коллегой замкнутого круга людей, почти сплошь всех курящих (причем, по-большей части девушек!) с обязательным ритуалом регулярного общения в курилках, как-то уже было не так комфортно выделяться.. хотя и тут держался еще... А вот когда началась серьезная любовь с девушкой из этой самой курилки, тут уже стал покуривать.. да еще стойкое мнение о курении, как помошнике справиться с серьезными переживаниями.. Все это сыграло роль в том, что стал я умышленно входить в этот процесс..
Причем, надо сказать, что давалось это мне ой как нелегко.. Видимо, неотравленные гены никак не хотели приноравливаться к яду.. голова постоянно кружилась после курения.. привыкал месяца два.. Потом привык.. Курил не постоянно, но во время бесед с курильщика(ца)ми, в моменты переживанй и т.п. курил..
А потом сменил работу и оказался в комнате, где курили прямо на рабочих местах, и курение естественным образом стало регулярным и постоянным для меня... Выкуривал по 2 пачки в день... И дома курил.. Жил я один, поэтому крил прямо в комнате, особенно при просмотре волнительных или трагичных эпизодов фильмов тянуло...
А потом произошло небольшое событие, кажется никак не связанное с темой.. Я подобрал потерявшуюся собачку, очень симпатичного фоксика.. И.. перестал курить дома - рука не поднималась травить невинное существо... А потом перестал курить и на работе, благо как раз переехал в другую комнату, где уже не было этого курильного безобразия..
И так, как-то довольно быстро и безболезненно перестал курить совсем.. Даже не могу сказать что я "бросил".. просто перестал - и все...
И с тех пор табачный дым мне особенно отвратителен.. гораздо больше, чем до курения...
Такой вот опыт...

 

Re: вопрос о свободе воли...:)
[info]sagittario
2006-04-10 01:41 pm (local)
да.. забыл сказать, что курение мое продолжалось не мало... лет 10..

а по-поводу толченного стекла - не совсем адекватное сравнение.. Толченное стекло никто вокруг не жует.. И по-поводу него как раз не возникает "темы выбора", о чем я собственно и писал раньше..
Скорее корректней сравнить с употреблением спиртных напитков тут).. Т.е. чего-то такого, что хоть и имеет славу порочного, но тем не менее повсеместное распространено, и видится каждым новым человеком, как постоянный пример...