Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Чюрленис - Мессиан

Не только у Шуберта имеется "Неоконченная" симфония...

У Чюрлениса тоже есть, так сказать, "Неоконченная".., только соната.. живописная...

"Соната хаоса", которую с некоторых пор почему-то принято называть "Сонатой звезд"...

Она состоит только из двух частей - "Аллегро" и "Анданте" (1908):


Allegro




Andante


Когда, еще в школьные мои годы, у нас дома появился во Франции отпечатанный А-тришного формата прекрасного качества подарочный комплект репродукций картин Чюрлениса, то именно эти две работы произвели на меня самое сильное впечатление просто сногсшибающей своей красотой.., и я повесил их над своей кроватью..

Я не стану пускаться в туманные рассуждения насчет символического смысла этого шедевра Чюрлениса (хотя им, наверняка, тут все пронизано).. Мне гораздо ближе "чувствомыслие" при восприятии искусства, чем "мыслечувствие".., в том смысле, что настоящее искусство начинается там, где руки разума становятся коротки уже, а иначе это и не искусство вовсе, а лишь сопроводительные иллюстрации к рассуждениям... И вычитанное давно из потрясающей книги Холопова о Веберне определение Августина Блаженного, что "Красота - есть Сияние Порядка или Истины" (вот и ответ на вопрос Пилата - "Что есть Истина?"!.., вот же она - Истина, раскрываемая нам в одухотворяющем сиянии Гармонии и Красоты) гораздо точнее отражает мое отношение к этому вопросу любых пространных рассуждений.. Искусством надо постигать и мыслить, а не рассуждать о нем..

Да, но я отвлекся:).. Эти картины сегодня я показал не просто так (хотя и сами по себе они, разумеется, достойны отдельного разговора), а как продолжение поста вчерашнего, про "Жертву".. По мнению Феликса Розинера (чью книгу "Искусство Чюрлениса" я в этих постах во многом и использую) картина "Жертва", хоть и создана Чюрленисом, как отдельная и независимая, но также вполне может рассматриваться, как "Финал" Сонаты хаоса или звезд.. Финал, "вобравший в себя тему клубящегося пространства, дымов и туманов, тему звезд и тему ангела и разрешивший все это в величественном мгновении покорении хаоса, посредством властной духовной силы - энергии, заключенной в спокойном жесте Ангела..."

Тут будет уместно привести и вторую обещанную вчера историю, связанную с этой картиной и с одним из крупнейших композиторов ХХ века Оливье Мессианом..
Передаю слову Феликсу Розинеру:

Во время концертного сезона 1983 - 1984 годов Мессиан побывал в Израиле, где я жил. Из разных источников мне доводилось слышать, что прославленный маэстро принадлежит к числу глубоких почитателей искусства Чюрлениса. После одного из концертов, где исполнялась музыка Мессиана (это было в зале Тель-Авивского музея), я подошел к нему, попросил переводчицу представить меня и спросил композитора, верно ли, что он знает и любит Чюрлениса? Нужно было видеть, какое волнение охватило весьма уже немолодого маэстро!

- О, Чюрленис! - с жаром воскликнул он и стал говорить окружающим, никогда не слышавшим этого имени, каким великим художником и композитором был Чюрленис. Переводчица с французского едва поспевала за ним, и вдруг он сказал то, что я смог понять без перевода:

- Он мой брат.

Сказанные проникновенно, с глубокой верой и одухотворенностью, слова эти произвели сильнейшее впечатление. И далее Оливье Мессиан рассказал следующее.

Незадолго до этого в парижской Гранд-Опера ставилась его новая опера «Святой Франциск Ассизский». Для одной из картин, где на сцене является Ангел, композитор предложил собственное решение декораций, и его замысел был осуществлен художником постановки. И когда композитор увидел сцену уже в готовом оформлении, поющего Ангела и его позу, он вдруг понял: «Передо мной была одна из картин Чюрлёниса». Это было рассказано так, что не оставляло сомнений, насколько происшедшее оказалось для маэстро полной неожиданностью, взволновавшей его.

Вскоре, летом 1984 года я был в Париже. Показывая альбом Чюрлениса своему другу-парижанину, я кстати рассказал и о встрече с Мессианом. Я спросил своего собеседника, слушал ли он «Святого Франциска»? Ответив утвердительно, он вновь стал листать альбом, который мы только что просмотрели. «Вот, - уверенно указал он. - Вот та картина, о которой говорил вам Мессиан. Точно то, что было на сцене».

Это была «Жертва».

И теперь остается размышлять над тем, что же действительно объединяет «братьев» и, может быть, их «сестру» - Чюрлениса, Мессиана, Дункан, - если одно и то же видение является им в картине, в музыке, в танце? Вероятно, это то, о чем написала Ядвига: в мире существуют какие-то духовные сферы, в которых люди одинакового или схожего мироощущения и примерно равные по своим масштабам могут почувствовать себя особенно близкими.




Оливье Мессиан - финал квартета "На конец времени"...


Все посты про Чюрлениса - по тегу "Чюрленис"!

--------------------------------------------------------------------
© 2009 Станислав Серапинас (sagittario)
--------------------------------------------------------------------

Certificate for nickname sagittario
Tags: Мессиан, Чюрленис, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments