Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Арт Тейтум - 100*!


Вот оно, адекватнейшее выражение человеческого счастья!) - ДЖАЗ!:)



Это кадры из американского фильма 1947 года "The Fabulous Dorseys" (Потрясающие Дорси) - псевдобиографической кинокартине о реальных, тем не менее, джазовых музыкантах, братьях Дорси - Джимми и Томми, кларнетисте и тромбонисте, играющих в фильме самих себя (подробнее о братьях можно прочесть здесь - www.jazzschool.ru/)

В данном фрагменте помимо братьев Дорси участвует еще несколько известнейших джазовых музыкантов, но всех их объединяет центральная фигура грузного чернокожего пианиста - это Арт Тейтум, один из величайших пианистов в истории джаза. И сегодня ему исполняется 100 лет.


Артур Тейтум (Arthur Tatum), ставший впоследствии знаменитым, как Арт Тейтум, родился в Толидо (штат Огайо) 13 октября 1909 года в семье пресвитерианского священника. Отец хорошо играл на гитаре, а мать была пианисткой - сопровождала на фортепиано службы, проводимые ее мужем, так что маленький Артур с детства был погружен в музыкальную атмосферу и уже в три года подбирал на фортепиано религиозные гимны..

Однако, мальчик страдал неизлечимым недугом.. - врожденная катаракта на оба глаза сделала его практически слепым.. Лишь одним глазом он мог различать цвета и контуры предметов.. Поэтому Тейтум учился играть на слух, копируя мелодии звучащие по радио или услышанные от матери..

Недостаточность зрения компенсировалась у ребенка крайне чувствительным слухом, любая звуковая фальш отзывалась в нем физической болью, поэтому родителям приходилось то и дело настраивать домашнее фортепиано, иначе мальчик просто не мог на нем заниматься.. И очень быстро развитая Артуром Тейтумом феноменально быстрая техника никогда не совмещалась у него с грязной игрой.. Всегда только точнейшее воспроизведения всех звуков.. - иначе для него было просто не мыслимо..

Так появился музыкальный феномен под названием "Арт Тейтум", повергавший в изумление своей фантастической техникой всех, кто его слышал.
Например, среди его первых записей есть пьеса "Tiger Rag", исполняемая в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту.. Когда ее услышал Владимир Горовиц, то был поражен: "Это немыслимо. Я не верю своим ушам и глазам", воскликнул он.. Через пару дней Горовиц привел послушать Тейтума своего тестя, великого дирижера Артуро Тосканини, тот был изумлен не меньше.. Их потряс фейерверк пассажей и чарующих ярких находок:



Сергей Рахманинов и вовсе утверждал, что Тейтум "имеет лучшую технику, чем любой другой из живущих пианистов, и может быть станет самым великим", а Жан Кокто называл его "сумасшедшим Шопеном"..
Что уж говорить об отзывах джазовых музыкантов..

Каунт Бейси называл Тейтума восьмым чудом света.. Дейв Брубек говорил, что шансов увидеть в будущем второго Тейтума ровно столько, сколько увидеть второго Моцарта.. А когда Оскар Питерсон, будучи еще мальчиком, услышал однажды на пластинке игру Тейтума, то не мог после заставить себя прикасаться к фортепиано в течение нескольких недель..

Знаменитый "Фэтс" Уоллер, во многом сам послуживший в свое время образцом для молодого Арта, завидев однажды на своем концерте входящего в зал Тейтума, бросил инструмент и кинулся к тому на встречу со словами: "Я лишь играю на фортепьяно, но в этот вечер Бог в нашем доме."



Но Арт Тейтум не был только лишь виртуозным пианистом, он был зачинателем собственного стиля, ставшего во многом отправной точкой для дальнейшего развития и всего джаза. Эксперименты и завоевания в области гармонии - вот что стало главным в его творчестве.. Тейтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе, как это было принято до него в джазовой практике. Он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии, обрамляя ее последовательностями нестандартных аккордов или цепочками головокружительных пассажей, исполняя порой целую серию из них в отличающейся от первоначальной гармонической структуре, но логически между собой связанных и возвращавших его в определенный момент к основной мелодии..



Исполнительская манера Тейтума не слишком подходила для игры в оркестре, и потому он большую часть жизни проработал как сольный исполнитель или выступал в сопровождении небольшой ритм-группы, а также с удовольствием играл в ансамбле с кем-нибудь из джазовых виртуозов..

Сольный альбом Арта Тейтума - "Solos", а также великолепный набор из восьми дисков ансамблевых его выступлений - "The Tatum Group Masterpieces" можно скачать на сайте intoclassics.net (надо только в строке поиска набрать слово "Тейтум").
Я же хочу выложить тут для прослушивания целиком последний, восьмой диск из этой серии, где Тейтум играет с выдающимся тенор-саксофонистом Бэном Уэбстером (которому, кстати, 27 марта этого года так же исполнилось 100 лет!).
Эта запись, сделанная 11 сентября 1956 года оказалась последней в жизни Арта Тейтума..

Меньше чем через два месяца, 5 ноября 1956 года, в возрасте 47 лет Артур Тейтум скончался в Лос-Анджелесе от уремии, наступившей вследствие отказа почек..



Tags: divshare, intoclassics.net, Тейтум, джаз, пианисты, слепые музыканты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments