Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

и еще о Кунау

Разговор о Кунау, возможно подзатянулся, но хотелось бы все же хоть немного подробнее осветить эту могучую фигуру..

Рекомендую всем любопытствующим цитировавшуюся уже мной подробную монографию о Кунау Натальи Остроумовой.. Вот лишь несколько выдержек из вступления к книге:

"Талантливый композитор, литератор, образованнейший человек своего времени, Кунау проявил себя во многих областях. Занимая в течение двадцати лет пост кантора церкви Св. Фомы и музик-директора в Лейпциге, он делал все возможное для улучшения состояния музыки в церквях города. В творчестве Кунау сформировался тип новой церковной кантаты, который получил свое продолжение у И. С. Баха. Он внес большой вклад в развитие немецкой клавирной сюиты и сонаты, явился новатором в области программной музыки.

Как и многие его современники-музыканты, Кунау получил основательное университетское образование и даже некоторое время вел юридическую практику. Особого внимания заслуживает его диссертация, посвященная правам и обязанностям музыкантов.

Кунау являлся крупным музыкальным теоретиком своего времени, был автором двух трактатов, ныне утерянных. Однако, его взгляды, касающиеся музыкальной теории и эстетики, дошли до нас в виде предисловий к изданиям его сочинений.

Имеются эстетические экскурсы и в текстах его литературных произведений. Прежде всего, это роман «Музыкальный шарлатан», который представляет интерес не только для музыкантов, но и для литературоведов и историографов, так как дает хорошее представление о культурной жизни немецких городов того времени и весьма интересен в стилистическом отношении. Сохранились также его романы «Раздраженный или благодушный, однако неунывающий и всегда веселый музыкант-инструменталист», «Любопытный музыкант» и другие.

Совершенно очевидна преемственность между Кунау и Бахом, чье творчество принадлежит к одной лейпцигской традиции, но еще существенней яркость и незаурядность личности самого Кунау. После его смерти лейпцигские власти уже не желали назначать на пост кантора церкви Св. Фомы простого музыканта, значительно повысив требования к кандидатам.
"

В подтверждение последней фразы о мостике между Кунау и Бахом достаточно взглянуть хотя бы на прелюдию Кунау из пятой сюиты его первого сборника "Новых клавирных упражнений"..

Издание было опубликовано в 1689 году, т.е. когда маленькому Иоганну Себастьяну шел лишь пятый год.. Написана же прелюдия была, разумеется, и того раньше.. Но невозможно не увидеть в ней прямую предшественницу знаменитой до мажорной прелюдии Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира.. Той самой, на основе которой еще значительно позже Шарль Гуно напишет не менее знаменитую Аве Марию..

Какие свежие звуки...




-------------------------------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:

- Сборник "Свежие клавирные плоды" (1696)
- Предисловие к "Свежим клавирным плодам"
- Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"

-------------------------------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):

- Предисловие к "Библейским сонатам"
- Математическая задача из Предисловия к "Библейским сонатам"
- Битва Давида и Голиафа (Соната №1)
- Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)
- Свадьба Иакова (Соната №3)
- Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)
- Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)
- Смерть и погребение Иакова (Соната №6)

-------------------------------------------------------------
Плюс:
- Магнификат Иоганна Кунау
- Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау


================================
© Станислав Серапинас (sagittario)
================================

Tags: Бах, Кунау
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments