Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Капуста да репа от Иоганна Кунау..:)

В 1696 году Иоганн Кунау опубликовал сборник своих новых клавирных сочинений, названный им "Свежие клавирные плоды"..

Свежими они были названы автором не просто так, а потому, что два предыдущих его клавирных сборника ("Новые клавирные упражнения" 1689, 1692) состояли из партит (или сюит, т.е. последовательности определенного набора танцев), форме, достаточно устоявшейся к тому времени в Германии..

В новом же сборнике представлены были уже сонаты..

"...Теперь я представляю вашему вниманию свежие плоды, которые не столь быстро гниют и покрываются плесенью, как это происходит со старой наскучившей манерой. И, надо надеяться, что они придутся к месту. Здесь я позволил себе использовать нечто, что мало согласно с правилами старых композиторов. Я применил такие темы и переходы, которые несколькими годами ранее сам не желал перенимать у других известных авторов и часто находил их неприятными и неуместными..."




"...Мои свежие клавирные плоды словно связаны в семь снопов, которые я обозначил как сонаты. Этим я хотел дать понять, что размышлял о тех изобретениях и изменениях, в которых сонаты имеют преимущество перед чистыми партитами. Не говоря уже о благозвучных изменениях метра и об использовании сменяющих друг друга аффектов, здесь встречаются различные по форме фуги..."

Иными словами, соната давала гораздо больший творческий простор, как для смелого экспериментирования, так и для создания единого драматургически связанного целого..

Вообще, термин Соната понимался в ту пору достаточно широко и был применим практически для любого циклического произведения, включающего в себя и танцы, и инструментальные пьесы, вплоть до фуги.. Но, все же, в отличие от сюит, тяготеющих больше к жанровости и описательности, соната служила для выражения более отвлеченных образов..

Как видится, именно эта тенденция к стремлению достичь максимально насыщенного эстетического единства цикла привела впоследствии к созданию классической стройной сонатной формы, в самой структуре которой заложены были уже и драматургический конфликт и его разрешение..
Пока же, к привычному нам пониманию формы Сонаты, сонаты века семнадцатого имели отношение лишь очень опосредованное, и общего у них было, разве что, название:)

Новаторство Кунау заключалось в том, что он впервые (в Германии, так уж точно) применил сонатную форму (в тогдашнем понимании этого) к инструменту солирующему клавишному.. До того соната представляла собой жанр в основном ансамблевый (иногда скрипичный сольный), а в составе двух скрипок с поддерживающим их генерал-басом, выкристаллизовалась в творчестве Корелли в образцовую для других модель, получившую название трио-сонат..

В целом "Свежие клавирные плоды" Иоганна Кунау явились новым шагом в развитии немецкой клавирной музыки вообще и сонаты в частности.. Тем удивительнее, что сочинил он их, по его же собственному признанию, всего за семь дней.., в день по сонате!!

"...Благосклонный читатель получит удовольствие от этих фруктов, которые я с радостью ему предлагаю как плоды, произросшие из моего духа. Я не потратил на них много времени, с ними произошло почти так же, как с фруктами в северных странах: то, что было посажено в один месяц, с таким пылом устремляется наружу, что урожай собирается уже на следующий месяц.
Я создал эти семь сонат, охваченный подобным пылом, исполняя одновременно другие обязанности, так что каждый день писал по сонате. Таким образом, начав эту работу в понедельник одной недели, закончил ее в понедельник следующей.
Все это я упоминаю в конце, чтобы никто не считал это сочинение большой редкостью. Точно так же, как никогда не усмотрят чего-то исключительного в том, что мы часто едим капусту, репу или другие простые плоды, выросшие на нашем поле с таким превеликим удовольствием, будто это привезенный издалека дорогой гранат...
"

Ну, что ж:) вкусим эти "репы с капустой" в приготовлении Джона Батта..



а тут и предисловие к "Свежим клавирным плодам"


-------------------------------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:

- Сборник "Новые клавирные упражнения" (1689, 1692)
- Предисловие к "Свежим клавирным плодам"
- Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"

-------------------------------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):

- Предисловие к "Библейским сонатам"
- Математическая задача из Предисловия к "Библейским сонатам"
- Битва Давида и Голиафа (Соната №1)
- Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)
- Свадьба Иакова (Соната №3)
- Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)
- Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)
- Смерть и погребение Иакова (Соната №6)

-------------------------------------------------------------
Плюс:
- Магнификат Иоганна Кунау
- Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау


================================
© Станислав Серапинас (sagittario)
================================
Tags: Кунау, клавесин, слушать, соната
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments