Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Кунау - предисловие к Свежим клавирным плодам

По просьбе уважаемого znbd размещаю полный текст предуведомления Иоганна Кунау к изданию его "Свежих клавирных плодов" (1696 г.), взятый из книги Н. Остроумовой "Иоганн Кунау". (предысторию см тут)

Документ - оно завсегда вдохновительно!:)



Благосклонный читатель!

В лейпцигской музыкальном каталоге уже полгода назад рядом с моим «Музыкальным шарлатаном» обозначены обещанные «Свежие клавирные плоды». Может быть, я еще продолжительное время откладывал бы их публикацию, если бы не различные любители, столь усердно расспрашивающие меня об этом. Удовлетворил ли я их аппетит посредством этой работы, покажет время.


Как я уже многократно отмечал в моих прежних сочинениях (а именно - в изданных мной обеих частях клавирного собрания) и теперь хочу повторить, фрукты, чей вкус ощущается в моих скромных сочинениях на клавире, как это обычно и происходит в музыке, не были восприняты всеми одинаково, если принять во внимание тот особый род и стиль, которые призваны доставлять наслаждение (под этим я подразумеваю мою манеру и средства выражения). Таковые я указал в моих прошлых изданиях, гравированных на меди, посредством обозначения разных характеров. Поэтому и теперь я, не утруждая себя, оставляю те же обозначения, кроме указания на трель посредством значка t. Кто сможет верно сыграть одну или две партиты, тот сумеет правильно понять характер этих сочинений. Сахар, которым подслащивают фрукты, производит то же самое действие, что и манера, которая придавала настроение предыдущим пьесам и оказывала тем самым не менее приятное действие.

Теперь я представляю вашему вниманию свежие плоды, которые не столь быстро гниют и покрываются плесенью, как это происходит со старой наскучившей манерой. И, надо надеяться, что они придутся к месту. Здесь я позволил себе использовать нечто, что мало согласно с правилами старых композиторов. Я применил такие темы и переходы, которые несколькими годами ранее сам не желал перенимать у других известных авторов и часто находил их неприятными и неуместными. Только авторитет некоторых искусных виртуозов внушил мне тогда иное мнение и побудил меня к мысли, что эти сочинения имеют почти те же свойства, что и так называемые зеленые груши. Последние выглядят совершенно незрелыми, однако, хотя эти фрукты и вызывают сомнение своим цветом, вполне зрелы и имеют хороший вкус.

Теперь я от всего сердца прошу прощения у этих новых сочинителей (только в указанном отношении, так как я не порицал их публично) и признаю, что они не грешили против правил старшего поколения, а лишь пытались найти простое и естественное смешение консонансов и диссонансов и разумно использовать ораторские фигуры, подражая примеру некоторых искусных садовников, которые создают новые виды цветов, примешивая к прежним сортам чужые, и получают при этом приятные оттенки. Поэтому не ставьте мне в вину, если я теперь в этих пьесах последую доброму примеру новых авторитетов.

Мои свежие клавирные плоды словно связанны в семь снопов, которые я обозначил как сонаты. Этим я хотел дать понять, что размышлял о тех изобретениях и изменениях, в которых сонаты имеют преимущество перед чистыми партитами. Не говоря уже о благозвучных изменениях метра и об использовании сменяющих друг друга аффектов, здесь встречаются различные по форме фуги, в которых, главным образом, используется двойной контрапункт, преимущественно в октаву. Я писал их на четыре голоса (кроме тех случаев, где голос намеренно паузирует, ожидая вступления темы) и с особой тщательностью следовал требованиям стиля. Впрочем, в тех случаях, где темы просто имитируют друг друга, или там, где присутствует иной аффект, я не преследовал определенного порядка смешения голосов и трактовал эту пьесу так же свободно, как это происходит в природе: когда деревья начинают плодоносить, старому всегда доверяешь больше или меньше, чем другим.

Благосклонный читатель получит удовольствие от этих фруктов, которые я с радостью ему предлагаю как плоды, произросшие из моего духа. Я не потратил на них много времени, с ними произошло почти так же как с фруктами в северных странах: то, что было посажено в один месяц, с таким пылом устремляется наружу, что урожай собирается уже на следующий месяц. Я создавал эти семь сонат, охваченный подобным пылом, исполняя одновременно другие обязанности, так что каждый день писал по сонате. Таким образом, начав эту работу в понедельник одной недели, закончил ее в понедельник следующей. Все это я упоминаю в конце, чтобы никто не считал это сочинение большой редкостью. Точно так же, как никогда не усмотрят чего-то исключительного в том, что мы часто едим капусту, репу или другие простые плоды, выросшие на нашем поле с таким превеликим удовольствием, будто это привезенный издалека дорогой гранат.

Впрочем, некоторые любители являются такими лакомками, что им не по вкусу ничего, кроме того, что происходит из итальянской или французской земли. Конечно, эти земли, особенно Италия, должны испытывать блаженство от того, что подарили нам ведущих мастеров в музыке. И все же ни один человек не обладает особым преимуществом и авторитетом лишь из-за своего происхождения, и наша земля также может претендовать на подобное плодородие. Таким же образом можно додуматься до того, чтобы по причине недостатка у нас лимонов и померанцев срубить деревья, растущие на итальянской земле. Однако и в Германии можно собирать такие же добрые музыкальные плоды, как и те, что произрастают в теплом климате. Не говоря уже о том, что природа наших полей благословлена многим, в чем иностранцы испытывают недостаток.

Все это я говорю не потому, что посредством моих плодов хочу сравняться с иностранцами и также высоко цениться (я вполне сознаю мое духовное несовершенство, отразившееся в этих сочинениях, по сравнению с некоторыми моими соотечественниками), а лишь напоминаю, что некоторые выносят столь опрометчивые суждения о музыке, проникнутой французским или итальянским духом только потому, что она чужая, так как привыкли ставить выше все иностранное.
Впрочем, всем тем, кто захочет отведать моих фруктов, они сослужат добрую службу, а тот, кому они придутся не по вкусу, сможет найти нечто лучшее. И так как все фрукты испытывают на себе разрушающую силу погоды, гусениц и червей, то и настоящие пьесы ничем не лучше и вряд ли смогут избежать суждений хулителей.

Хотя, касаемо тех людей, которые мало понимают в композиции, но при этом выносят свое суждение (как это обычно и происходит), то последнее мало меня заботит, а их злоба так же мало волнует, как гниль зрелые, плоды. Я хочу сделать своими судьями тех, кто достаточно хорошо постиг эту науку и имеет право на подобную оценку. Однако с тем условием, что они прежде дадут знать, каким образом можно внести то или иное улучшение в мою работу.
Так же и недружелюбный цензор должен быть настолько искусен, чтобы, желая улучшить мое суждение, никогда не требовал при этом, чтобы все фрукты и снопы, в том числе и мои семь, склонялись перед ним, как это происходит во сне благочестивого и добродетельного Иосифа.


Еще о Предисловии к "Свежим клавирным плодам"


-------------------------------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:

- Сборник "Новые клавирные упражнения" (1689, 1692)
- Сборник "Свежие клавирные плоды" (1696)
- Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"

-------------------------------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):

- Предисловие к "Библейским сонатам"
- Математическая задача из Предисловия к "Библейским сонатам"
- Битва Давида и Голиафа (Соната №1)
- Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)
- Свадьба Иакова (Соната №3)
- Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)
- Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)
- Смерть и погребение Иакова (Соната №6)

-------------------------------------------------------------
Плюс:
- Магнификат Иоганна Кунау
- Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау


================================
© Станислав Серапинас (sagittario)
================================


Tags: Кунау, документ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments