Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Кунау - Библейские сонаты (предисловие)

Говорить об Иоганне Кунау и не затронуть тему его Библейских сонат совершенно невозможно, поскольку если Кунау и вспоминают, то в основном как автора именно этого цикла..

Библейские сонаты, а вернее «Музыкальное представление некоторых библейских историй в шести сонатах, исполняемых на клавире» (1700) являются ярчайшим образцом так называемой программной музыки, т.е. музыки, иллюстрирующей некий сюжет.., в данном случае - библейские истории.



Кунау вовсе не был изобретателем данного жанра (как иногда ему приписывается), о чем недвусмысленно заявил и сам в предисловии к Сонатам: "Я не первый, кто прибегает к подобного рода изобретениям: уже у знаменитого Фробергера и других превосходных композиторов имелись изображения различных баталий, водопадов, похоронных церемоний"..

А также приводит в пример некую сонату, "появившуюся несколькими годами ранее, сочиненную княжеским капельмейстером, которой он дал титул La medica. Насколько я могу вспомнить, это описание стонов больного и его близких. Последние бегут к доктору, извергают слова своего горя, наконец, появляется жига, под которой стоят слова: «пациент поправляется, но не совсем достиг выздоровления»"...


Вообще говоря, использование волшебства музыки в качестве банального звукоизображения есть, на мой взгляд, не слишком достойное занятие:)..
Как говаривал Малер: "О себе знаю одно: пока я могу выразить мое переживание в словах, я наверняка не сделаю из него никакой музыки. Потребность высказаться музыкально-симфонически возникает только там, где царят смутные ощущения, у двери, которая ведет "в другой мир", - мир, где вещи не отделяются больше друг от друга местом и временем."..

И, в основном, подобные затеи разжигают больше любопытствующую часть нашего рацио, нежели находят отклик в сердце.. (хотя и тут бывают, конечно, исключения, достаточно вспомнить знаменитейшие вивальдиевские Времена года, где детализированное звукописание, будь то жужжанье мух или падение подскользнувшегося на лед, вовсе не затмевают прекрасности целого, а многие слушатели даже и не подозревают об их там присутствии:)).

Однако тема эта слишком широка для подробного ее тут рассмотрения..
Потому вернусь к Кунау, тем более, что сам он предпослал сонатам обширнейшее (и, добавлю, достаточно путаное:) предисловие с рассуждениями на сей счет..
(полный текст предисловия можно прочесть тут - www.stmus.nm.ru/arc/402/642.htm)

На семи страницах обычного книжного формата Кунау рассуждает о власти красноречия над нравами и об уподоблении музыки ораторскому искусству, но... тут же замечает, что воздействие сие зависит от настроения слушателя.. Говорит о преимуществах влияния вокальной музыки (поскольку слово в музыке "приобретает огромную силу"), но тут же утверждает, что "там, где чисто инструментальная музыка побуждает к такому аффекту, она достигает большего"..

Далее он переходит к изложению достаточно механистической теории аффектов (ставшей очень популярной в начале уже следующего, 18-го века), рассматривающей использование различных родов экспрессии в качестве музыкального воздействия на слушателя:
"По моему мнению, первый из них (родов) представляет собой определенные аффекты, посредством которых побуждают слушателя к соответствующему настроению. Затем следуют другие, происходящие из природы или искусства. И эти последние действуют таким образом, что слушатель может воспринять намерение композитора, даже если аффект не подчеркнут словом. Это бывает, когда имитируют пение птицы (как кукушки, так и соловья), звон колоколов, грохот пушек, а также когда один инструмент имитирует другой, например, на клавире изображается звучание труб и литавр.
Но когда стремление к аналогии выражается в том, что сами музыкальные разделы строятся таким образом, что могут каким-то образом быть сравнимы с изображаемыми вещами, то в этом случае слова конечно необходимы, так как если речь идет о правильном понимании, то звучащие гармонии здесь столь же беспомощны (или еще беспомощнее), чем язык немых"
.
Однако и тут замечает, что "если темперамент слушателя не расположен к вниманию.., то музыка окажет почти так же мало действия, как пение сказочных сирен на заткнутые уши Улисса и его товарищей".

Ко всему прочему, в середине текста вдруг и вовсе всплывает алгебраическая задача, в качестве Lusu ingenii (игры ума) призывающая читателя разгадать фамилию одного итальянского музыканта (к этому месту мы еще отдельно вернемся..)
После чего Кунау лихо добавляет, что и "представляемое сочинение, как отчетливо дает понять моя юная муза на первом титульном листе, является ничем иным как подобной Lusu"..

Ну и чего, спрашивается, огород было на семи страницах городить, коль речь об Игре!:))



Впрочем, как к игре и отнесемся)..,  и перейдем к подробному рассмотрению собственно уже сонат..

-------------------------------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):

- Битва Давида и Голиафа (Соната №1)
- Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)
- Свадьба Иакова (Соната №3)
- Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)
- Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)
- Смерть и погребение Иакова (Соната №6)
- Задача из Предисловия к "Библейским сонатам"

-------------------------------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:
- Кунау: "Новые клавирные упражнения" (1689, 1692)
- Кунау: "Свежие клавирные плоды" (1696)
- Предисловие к "Свежим клавирным плодам"
- Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"
Плюс:
- Магнификат Иоганна Кунау
- Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау


================================
© Станислав Серапинас (sagittario)
================================

Tags: 1650-1699, 17 век, Кунау, Малер, программная музыка, соната
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments