Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Кунау: "Битва Давида и Голиафа" (Библейская соната №1)

1. Хвастовство Голиафа
2. Трепет израильтян при появлении великана и их мольба, обращенная к Богу
3. Смелость Давида и его готовность умерить пыл огромного врага силой своей веры в помощь Божью
4. Битва того и другого и их единоборство ... он бросает камень при помощи пращи в лицо великану ... Голиаф падает
5. Бег филистимлян, которых преследуют израильтяне
6. Радость израильтян по поводу их победы
7. Музыкальный концерт в честь Давида
8. Общее торжество и веселые танцы народа
(источник: 1-я Книга Царств, гл. 17)


Битва Давида и Голиафа

Нарисовать в музыкальном сочинении портрет Голиафа - трудная задача. Так как он является чудовищным существом гигантских размеров. Нужно показать его рост, который достигает шести локтей. На голове его - медный шлем, который еще более подчеркивает его величину. Чешуйчатый панцирь и броня, защищающая бедра, внушительный щит, который он носит, так же как и обшитое крепким железом деревянное копье, указывают на силу, которой он должен обладать, так как эти тяжелые ноши ничуть его не отягощают. Одно лишь описание этого человека приводит в ужас, что же должны были чувствовать бедные израильтяне, встретившись лицом к лицу с живым оригиналом как со своим врагом.
Вот он стоит перед ними, закованный в медь, соперничающий с солнцем в своем сиянии, и производит необычайный шум своими доспехами, фыркает, шипит, будто хочет поглотить их всех. Его слова звучат в их ушах подобно устрашающему грому. Он с издевкой заявляет противнику, что вызывает на поединок героя из их лагеря. Эта сила должна показать слушателю, какое иго лежит на плечах израильтян, побуждая их к покорности. Он легко может себе представить, как с помощью подобного средства филистимляне держат израильтян в своих руках.
Но вот происходит чудо! В то время как все герои Израиля теряют мужество и обращаются в бегство при появлении великана, и чудовищный силач продолжает насмехаться над своими врагами, появляется Давид, маленький храбрец, юный пастух, и хочет победить хвастуна. Это расценивают как дерзость, но Давид мало с этим считается. Он не сдает своих позиций, и слухи о нем дошли даже до царя Саула. Недавно он с Божьей помощью одержал победу над медведями и львами, которые таскали у него овец, вырвав из пасти этих свирепых зверей их добычу. Теперь же он надеется так же расправиться с медведями и львам филистимлян.
Таким образом, он смело доверяет себя Божьей помощи и предстает пред лицом великана с пращей и несколькими камнями. Филистимляне полагают, что их великий герой как пылинку сдует своего маленького врага или прибьет как муху, тем более что он так свиреп и с устрашающими проклятьями бросается на Давида, к которому относится как к собаке. Ведь Давид пришел к нему не с солдатами и не с массивным оружием, а с пастушьим посохом.
Но Давид бесстрашен, он призывает своего Бога и пророчествует врагу, что без труда повергнет его на землю, не прибегая к помощи пики и щита, и отдаст тело на растерзание птицам и диким зверям. С этими словами Давид бросается на филистимлянина и бросает острый камень таким образом, что глубоко ранит его в лоб, так что тот падает подобно глыбе. Прежде чем он смог снова собраться с силами, Давид разрубает его своим мечом и уносит его голову с поля боя в знак своей победы.
Как прежде израильтяне бежали от храпа и топота огромного Голиафа, так теперь бегут филистимляне, побежденные маленьким Давидом, и предоставляют израильтянам случай поспешить за ними и заполнить свой путь трупами убитых беглецов.
Легко представить, какой великой радостью должен был наполниться Израиль. Все это показано далее. Женщины выходят из городов иудейских земель навстречу победителю с литаврами, скрипками и другими музыкальными инструментами и исполняют концерт с хором. Текст здесь таков: «Саул побил тысячу, а Давид десять тысяч».
Это и представляет соната.

/Иоганн Кунау, 1700/






-------------------------------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):

- Предисловие к "Библейским сонатам"
- Математическая задача из Предисловия к "Библейским сонатам"
- Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)
- Свадьба Иакова (Соната №3)
- Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)
- Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)
- Смерть и погребение Иакова (Соната №6)

-------------------------------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:
- Сборник "Новые клавирные упражнения" (1689, 1692)
- Сборник "Свежие клавирные плоды" (1696)
- Предисловие к "Свежим клавирным плодам"
- Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"

-------------------------------------------------------------
Плюс:- Магнификат Иоганна Кунау
- Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау


================================
© Станислав Серапинас (sagittario)
================================

Tags: 1650-1699, Кунау, программная музыка, слушать, соната
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments