2. Трепет израильтян при появлении великана и их мольба, обращенная к Богу
3. Смелость Давида и его готовность умерить пыл огромного врага силой своей веры в помощь Божью
4. Битва того и другого и их единоборство ... он бросает камень при помощи пращи в лицо великану ... Голиаф падает
5. Бег филистимлян, которых преследуют израильтяне
6. Радость израильтян по поводу их победы
7. Музыкальный концерт в честь Давида
8. Общее торжество и веселые танцы народа
(источник: 1-я Книга Царств, гл. 17)
Битва Давида и Голиафа
Нарисовать в музыкальном сочинении портрет Голиафа - трудная задача. Так как он является чудовищным существом гигантских размеров. Нужно показать его рост, который достигает шести локтей. На голове его - медный шлем, который еще более подчеркивает его величину. Чешуйчатый панцирь и броня, защищающая бедра, внушительный щит, который он носит, так же как и обшитое крепким железом деревянное копье, указывают на силу, которой он должен обладать, так как эти тяжелые ноши ничуть его не отягощают. Одно лишь описание этого человека приводит в ужас, что же должны были чувствовать бедные израильтяне, встретившись лицом к лицу с живым оригиналом как со своим врагом.
Вот он стоит перед ними, закованный в медь, соперничающий с солнцем в своем сиянии, и производит необычайный шум своими доспехами, фыркает, шипит, будто хочет поглотить их всех. Его слова звучат в их ушах подобно устрашающему грому. Он с издевкой заявляет противнику, что вызывает на поединок героя из их лагеря. Эта сила должна показать слушателю, какое иго лежит на плечах израильтян, побуждая их к покорности. Он легко может себе представить, как с помощью подобного средства филистимляне держат израильтян в своих руках.
Но вот происходит чудо! В то время как все герои Израиля теряют мужество и обращаются в бегство при появлении великана, и чудовищный силач продолжает насмехаться над своими врагами, появляется Давид, маленький храбрец, юный пастух, и хочет победить хвастуна. Это расценивают как дерзость, но Давид мало с этим считается. Он не сдает своих позиций, и слухи о нем дошли даже до царя Саула. Недавно он с Божьей помощью одержал победу над медведями и львами, которые таскали у него овец, вырвав из пасти этих свирепых зверей их добычу. Теперь же он надеется так же расправиться с медведями и львам филистимлян.
Таким образом, он смело доверяет себя Божьей помощи и предстает пред лицом великана с пращей и несколькими камнями. Филистимляне полагают, что их великий герой как пылинку сдует своего маленького врага или прибьет как муху, тем более что он так свиреп и с устрашающими проклятьями бросается на Давида, к которому относится как к собаке. Ведь Давид пришел к нему не с солдатами и не с массивным оружием, а с пастушьим посохом.
Но Давид бесстрашен, он призывает своего Бога и пророчествует врагу, что без труда повергнет его на землю, не прибегая к помощи пики и щита, и отдаст тело на растерзание птицам и диким зверям. С этими словами Давид бросается на филистимлянина и бросает острый камень таким образом, что глубоко ранит его в лоб, так что тот падает подобно глыбе. Прежде чем он смог снова собраться с силами, Давид разрубает его своим мечом и уносит его голову с поля боя в знак своей победы.
Как прежде израильтяне бежали от храпа и топота огромного Голиафа, так теперь бегут филистимляне, побежденные маленьким Давидом, и предоставляют израильтянам случай поспешить за ними и заполнить свой путь трупами убитых беглецов.
Легко представить, какой великой радостью должен был наполниться Израиль. Все это показано далее. Женщины выходят из городов иудейских земель навстречу победителю с литаврами, скрипками и другими музыкальными инструментами и исполняют концерт с хором. Текст здесь таков: «Саул побил тысячу, а Давид десять тысяч».
Это и представляет соната.
/Иоганн Кунау, 1700/
----------------------------------------
"Библейские сонаты" Иоганна Кунау (1700):
- Предисловие к "Библейским сонатам"
- Математическая задача из Предисловия к "Библейским сонатам"
- Давид исцеляет больного Саула посредством музыки (Соната №2)
- Свадьба Иакова (Соната №3)
- Смертельная болезнь и исцеление Езекии (Соната №4)
- Гедеон - спаситель Израиля (Соната №5)
- Смерть и погребение Иакова (Соната №6)
----------------------------------------
Остальное, написанное тут про Кунау:
- Сборник "Новые клавирные упражнения" (1689, 1692)
- Сборник "Свежие клавирные плоды" (1696)
- Предисловие к "Свежим клавирным плодам"
- Дополнение к Предисловию к "Свежим клавирным плодам"
----------------------------------------
Плюс:- Магнификат Иоганна Кунау
- Ноты всех клавирных сочинений Иоганна Кунау
================================
© Станислав Серапинас (
================================