Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Меланхоличный Фробергер

Вот когда Иоганн Кунау в предисловии к своим Библейским сонатам упоминал предшественников, у коих имелись уже музыкальные изображения "различных баталий, водопадов, похоронных церемоний", то счел нужным персонифицировать, тем не менее, лишь одного из них, а именно Фробергера.. Что, в общем, не удивительно, поскольку Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667) являлся действительно значительнейшим композитором своего времени, первым крупным немецким клавиристом, без влияния которого не обошелся уже ни один композитор Германии предбаховского поколения, а именно Букстехуде, Керль, Рейнкен, Пахельбель, Бём, Фишер и, конечно же, сам Кунау..

Фробергер являлся автором множества клавирных токкат, каприччо, канцон, ричеркаров и, главное, сюит, которых написал больше тридцати, сформировав во многом классический образец их, заключавшийся в следовании друг за другом четырех обязательных танцев - алеманды, куранты, сарабанды и жиги (соответственно немецкого, итальяно-французского, испанского и ирландского происхождения - не зря же Фробергер объездил фактически всю Европу!)

Но если говорить о нем, как авторе программных произведений, то из изображений "баталий, водопадов, похоронных церемоний" Фробергер являлся мастером, безусловно, последних!:).. Наберется с десяток различных его "Оплакиваний" (Lamentation) как чужих смертей, так и собственной злосчастной судьбы..:), вплоть до "Размышлений о своей будущей смерти"(!)..
(может потому и Кунау добрую половину своих Библейских сонат посвятил болезням и похоронам?.., что называется - впечатлился:))

Практически все подобные пьесы Фробергера написаны в форме алеманды и, чаще всего, открывают собой сюиту, остальные части которой уже не относятся к оглашенной программе, выписываемой Фробергером, надо сказать, весьма подробно..
Что можно видеть, в частности, и на листке рукописи Алеманды, повествующей о переправе через Рейн на лодке в большой опасности (Allemande faite en passant le Rhin dans une barque en grand péril)




Это Алеманда из Сюиты XXVII в ми минор:




Или, вот еще - "Жалоба, связанная с печальным путешествием в Лондон" (Plainte faite à Londres pour passer la Melancholie), где рассказывается о путешествии композитора из Парижа в Кале и оттуда в Дувр. Корабль его подвергся нападению пиратов, в результате чего он лишился багажа и всех средств. Ему пришлось поступить в услужение к одному органисту в качестве раздувателя мехов, но и тут его подстерегало несчастье, поскольку, находясь однажды в меланхолическом настроении он забыл о своих обязанностях, и был выброшен за дверь пинком ноги..

Об этих печальных происшествиях он с грустью повествует в своем lamento..
Послушаем..




Жизнь била Фробергера не единожды.. Так Алеманда из XIV Сюиты повествует о том, "Как господин Фробергер ехал из Брюсселя в Ловен, и там его окружили лотарингские солдаты и, хотя он предъявил им свой имперский паспорт, избили, ограбили, и израненного отправили обратно. В утешение своей злосчастной судьбы он сочинил эту ламентацию"..

Что ж, в пору тут задуматься и о собственной смерти, что Фробергер и изобразил в Алеманде из XX Сюиты, озаглавив ее "Размышление о моей будущей смерти, которое играется медленно со сдержанностью" (Méditation, faite sur ma mort future laquelle se joue lentement avec discrétion)




Или, вот еще история.. "веселая"..

"Как господин Бланшроше, известный парижский лютнист, после званого обеда совершал прогулку в Королевском парке в обществе Фробергера. Придя домой, он стал подниматься по лестнице, но так сильно упал, что его жена и сын, прибежавшие на шум, тут же отнесли его в постель. Фробергер, который счел ранение своего друга опасным, тут же помчался к врачу. Появились несколько хирургов, которые, осмотрев рану, сделали разрез на поврежденной ноге, чтобы дать выход скопившейся крови. Присутствующий здесь же маркиз де Терм близко принял к сердцу случившееся и взял на себя все заботы о господине Бланшроше и его семье. Однако вскоре больной испустил последний вздох, и душа его вознеслась"

Все вышеописанное Фробергер вместил в следующие звуки:




А в конце пьесы нисходящим пассажем изобразил и саму роковую лестницу, символизирующую здесь и "спуск" в могилу..




Умирали тогда часто.., и не только простые смертные.. Умирали и императоры.., и их наследники.. И их Фробергер так же оплакивал.

В 1654 году скончался Фердинанд IV Венгерский (1633—1654), сын императора Фердинанда III.. Фробергер откликается очередным "Ламенто на болезненную утрату Его Королевского Величества Фердинанда IV"..

И тут уже глиссандо в конце пьесы возносится ввысь, символизируя, согласно пометке автора, "разверзшиеся облака, лучи света и ангелов, спускающихся с неба"..




А через три года умирает и сам император, и Фробергер пишет "Ламентацию на очень болезненную кончину Его Величества Императора Фердинанда Третьего"




В конце музыка так же взбирается вверх и заканчивается одиноким троекратным повторением ноты фа: "F-F-F"... - замирающим звучанием первой буквы имени умершего: "Фер-ди-нааанд"... (и ясно, к тому же, что речь тут именно о Третьем)..




================================
© Станислав Серапинас (sagittario)
================================

Tags: Фробергер, программная музыка, слушать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments