Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Вильнюс - храм и монастырь Святой Троицы

Самое красивое, по-моему, архитектурное сооружение Вильнюса - ворота базилианского монастыря Святой Троицы, творение Иоганна Кристофа Глаубица (1761).



тут стоит остановиться подробнее...

Литва исторически все время находилась на границе смешения культур.. Языческой и христианской, католической и православной.. И хотя само государство было сильным, а победы славными (земли княжества доходили до Причерноморских степей и до нынешних Московской, Липецкой и Воронежской областей), но культурно страна, последняя в Европе обратившаяся к христианству, была обречена находиться под влиянием более опытных в этом плане соседей.

И если с конца 14 века (после заключения кревской польско-литовской унии) в стране неуклонно нарастало влияние католицизма, то до того определяющую роль играли отношения с восточным соседом. Великие князья принимали православие, брали в жены княжен русских или отдавали дочерей за русских князей (Голицыны, Куракины, Хованские, Трубецкие - все Гедиминовичи)..

Сильными оставались и языческие влияния, и все это сталкивалось, перемешивалось и сплавлялось, запечатлеваясь в культурных и политических проявлениях.. Так в Вильнюсе, перешедшем на самоуправление согласно магдебургскому праву с 1387 года, число мест в магистрате было поделено поровну между католиками и православными, да и сам город делился как бы на два - civitas ruthenica или город греческого вероисповедания, находящийся под юрисдикцией митрополита, и на епископальный город католический..

Естественно актуальными были и вопросы объединения двух церквей, идеи униатства..
(достаточно подробно этот вопрос освещен, например, здесь - www.bestreferat.ru/referat-65310.html)

Все это полезно помнить, чтобы лучше прочувствовать атмосферу города, понять исторические метаморфозы, произошедшие со многими культовыми сооружениями..
Вот и история базилианского монастыря и церкви Пресвятой Троицы - лучшая тому иллюстрация..



Показательно уже само расположение монастыря.. На небольшом пятачке на улице Аушрос Вартай сосредоточились храмы трех конфессий: православной - монастырь и церковь Св. Духа, католической - костел Св. Терезы с примкнувшей к нему часовней знаменитой иконы Матери Божией Остробрамской и, вот, униатской - базилианский монастырь Св. Троицы.



Войдем в него через прекрасные барочные ворота..



за ними - еще одни...







а вот и территория монастыря



мрачновато.., похоже на крепость или тюрьму.. Недаром именно тут в 1823—1824 годах содержались арестованные царским правительство члены тайного общества филоматов (любящих знания).. В том числе Адам Мицкевич и Игнацы Домейко...







И именно в келье монастыря-тюрьмы происходит кульминационный момент знаменитой поэмы Мицкевича "Дзяды" (где б ее достать полностью на русском..), связанный с духовным перерождением ее героя Густава, начертавшего на каменном столбе, поддерживающем своды тюрьмы: "Густав умер 1 ноября 1823 года. Здесь родился Конрад 1 ноября 1823 года". Автобиографический эпизод, отразивший перерождение лирика-мечтателя в поэта-борца..



Про Игнацы (Игнатия) Домейко у нас известно меньше, а, между тем, именем этого выдающегося геолога, минералога, географа и этнолога названа малая планета, минерал домейкит, сорт азалии, кактус, фиалка, головоногий моллюск, улицы в Вильнюсе и десяти городах Чили, небольшой чилийский город, горный хребет в Андах, польская библиотека в Буэнос-Айресе и т.д. и т.п. А 2002 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Игнатия Домейко, в связи с его 200-летием, и на воротах монастыря, бывшего когда-то его тюрьмой, появилась такая вот мемориальная доска



Посередине монастырского двора высится храм.. Такой огромный, что нет никакой возможности охватить его одним кадром.. Потому одни фрагменты..



Вот вы на них смотрите, а я постараюсь между ними втискивать свой рассказ:)



Во времена правления Великого князя литовского Ольгерда на этом месте шумела дубовая роща, и именно тут по преданию в 1347 году были казнены (повешены на дубах) три виленских мученика (ставших впоследствии святыми), отказавшихся отступиться от христианской веры - Антоний, Иоанн и Евстафий.



В христианство (до того их звали Кумец, Нежило и Круглец) братья были тайно обращены духовником княгини Марии Ярославны витебской, первой жены Ольгерда. После крещения они отказались следовать языческим обрядам, что вызвало гнев Ольгерда и их казнь.



Тем не менее, тела мучеников похоронили в существующей уже в те годы в Вильнюсе православной церкви Св. Николая. Да и сам Ольгерд не мог быть уже язычником, иначе за него не отдали бы православную жену.. Но христианство его носило не государственный, а частный, и потому негласный характер, и он вынужден был считаться с влиянием языческих жрецов..



Позднее, с повторной женитьбой в 1349 году на княгине Иулиании (Ульяне) Александровне тверской, Ольгерд стал позволять более открыто проповедовать христианство.. Попечением Иулиании деревянная Никольская церковь, где были захоронены мученики, была перестроена в каменную, а на месте их казни была возведена деревянная церковь во имя Св. Троицы, та, о которой и идет рассказ



В 1374 г. Виленские мученики были канонизированы константинопольским патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в Константинополь. Частицы мощей мучеников были помещены и в кресте, подаренном Филофеем прп. Сергию Радонежскому.



В 1514 г. гетман Великого княжества Литовского Константин Острожский будучи  православным получил привилегию от правителя Сигизмунда Старого, дающей право построить в Вильнюсе две каменные церкви. Благодаря чему на месте старых небольших церквей Св. Николая и Св. Троицы были возведены два великолепных храма



Церковь Св. Троицы являла собой симбиоз византийского и готического стилей, а в середине 18 века после реконструкции Глаубица приобрела нынешние барочные черты..



После избрания польско-литовским королем в 1587 г. фанатичного католика Сигизмунда III положение православных в государстве сильно осложнилось..А после принятия в Бресте в 1594 г. православным церковным собором унии с католической церковью (с отходом под юрисдикцию Папы) православие и вовсе стало подвергаться гонениям.. Православные священники изгонялись, а церкви передавались униатам.
В 1608 г. храм и монастырь Св. Троицы перешел униатскому ордену Святого Василия (базилианам)



Ситуация поменялась на обратную после того, как в конце 18 века произошел известный раздел Речи Посполитой и большая часть Польско-Литовских земель отошла к России.. Тут уж гонениям стали подвергаться униаты, и с 1827 г. храм Св. Троицы вновь стал православным



После Первой мировой Литва обрела независимость, однако с 1920 г. часть Литвы, включая Вильнюс, отошла к Польше и находилась там до 1939 г. В это время храм снова отошел униатам



В советский период храм и вовсе был закрыт, а ныне принадлежит греко-католикам.



Характерна и история святых мощей Виленских мучеников.. Как уже говорилось, первоначально их останки почивали в виленской Никольской церкви, затем в храме Св. Троицы, где были открыты для поклонения до 1596 г. После перехода храма к базилианам мощи святых мучеников были перенесены в церковь во имя ап. Петра



В 1655 г., после взятия Вильны русскими войсками, мощи были перенесены в православный соборный храм монастыря Св. Духа (он находится совсем рядом с Троицким монастырем). С отходом русских войск наместник Свято-Духова монастыряря архимандрит Иосиф скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма.



Мощи были вновь обнаружены лишь в 1814 г. В 1826 г. по указу императора Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков, подтвердившая их аутентичность, после чего мощи были открыто выставлены для поклонения в храме св. Духа.



В августе 1915 г. в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению Патриарха Тихона были перенесены в Москву в Донской монастырь.



В июле 1920 г. советскими властями над мощами был устроен показательный процесс. Суд постановил: "Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности". Патриарх Тихон в письме к Калинину пытался объяснить, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну», но все же останки были помещены в Московском музее атеистической пропаганды.



В июле 1946 г. по ходатайству Патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви и доставлены самолетом в Вильнюс в Свято-Духов храм, где расположены и поныне.




Tags: Вильнюс, Домейко, Литва, Мицкевич, монастыри, религия, фото, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments