Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Несколько слов об Эберле..., и не только..:)

А был еще такой композитор и пианист - Антон Эберль..
И совсем недавно, 11 марта, исполнилось 200 лет со дня его смерти..
По сему поводу хотелось бы вспомнить и, хотя бы немножко, поведать о нем..

Такой вот дядечка..
С довольно смешной, чуть ли не панковской, прической:)) Которой, кстати сказать, почему-то очень стесняются издатели и оформители его дисков, предпочитая ее художественно обрезать:).. (см., например, тут:))

Чем же он примечателен?..
Ну, хотя бы тем, что успел поработать и в России, и, следовательно, вкупе со множеством других талантливых иностранцев, закладывал фундамент профессиональной русской музыки..
Еще тем, что в начальных годах 19 века всерьез рассматривался критикой и публикой, как достойный конкурент Бетховену в симфоническом творчестве.., и более того, именно ему отдавалось предпочтение тут..
А еще почему-то именно его, Эберля, произведения издатели обожали печатать под именем Моцарта.. Так что он, бедняга, дважды вынужден был давать публичные опровержения.., но все бестолку.. Даже уже и в 1944 году его симфония До-мажор была издана в Милане, как "новая симфония Моцарта"!..
Но, впрочем, косвенно все это говорит лишь о достоинствах его музыки..

Родился Антон Франц Йозеф Эберль в Вене 13 июля 1765 года, разместившись, таким образом, на историческом ландшафте между двумя вершинами с именами Моцарт и Бетховен.. Надо сказать, что пространство это было далеко не пустынным, так, например, в 1760 году на свет появился Дусик (Дюссек), а в один год с Эберлем родились Штейбельт и Огиньский.. 
Мальчик был очень одарен музыкально и уже в 7-8 лет выступал в частных концертах.. Точно не известно у кого он учился, но называют имена Антона Штеффана, Георга Кристофа Вагензейля и Леопольда Кожелуха - замечательные, надо сказать, все композиторы и лучшие венские клавесинисты того времени..
Банкротство отца положило конец честолюбивым мечтам дать сыну юридическое образование, но зато развязало руки юноше для полноценной отдаче настоящему его призванию - музыке.. И уже 9 марта 1784 года в венском Бургтеатре состоялась первая публичная "Академия" 19-летнего музыканта.

Тогда же, видимо, произошло знакомство Эберля с Моцартом, который, как раз в это время, окрыленный добытой, наконец, свободой и самостоятельностью, проявлял повышенную энергию в устройстве собственных концертов и был, как никогда востребован и популярен. Возможно, Эберль на какое-то время стал учеником Моцарта, а возможно, и другом.. Точной информации по этому поводу не сохранилось, но очевидно, что творчество и личность Моцарта оставили глубокий след в душе Эберля, что просматривается и в произведениях его и в личном отношении..
Во всяком случае, именно Эберль, после неожиданной кончины Моцарта почти сразу же откликнулся кантатой "У могилы Моцарта", а в зимние месяцы 1795-96 годов сопровождал вдову Моцарта Констанцу и ее сестру Алоизию Ланге в их артистическом турне по городам Германии в качестве аккомпаниатора.. Кстати, очень часто, при различных упоминаниях о Констанце, забывают, что она была певицей, пусть и не такой яркой, как Алоизия, но, очевидно, явно неплохой, если в свое время могла солировать в грандиозной мессе мужа c-moll, посвященной их браку..

Дальше наступает "российская" глава в жизни Эберля..
Годы 1796-1802 с небольшим перерывом на 1800 (ну, чуть больше:) он провел при русском дворе, куда был приглашен капельмейстером и домашним пианистом и преподавателем в царскую семью.. Причем приглашен он был первоначально еще ко двору Екатерины, но почти сразу же оказался совсем в другой обстановке эксцентричного царствования Павла, который, боясь тлетворного влияния идей французской революции предпринял целое гонение на либеральные мысли и "заморские" вкусы, апофеозом чего стал его именной указ от 18 (30) апреля 1800 г.:

"Так как чрез вывозимые из заграницы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из заграницы всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, в государство наше, равномерно и музыку"
Иными словами, отныне в Россию запрещался "впуск" вообще всех иностранных книг и нот..

Вполне возможно, что именно эта удушающая атмосфера послужила причиной отъезда Эберля назад в Вену.. И, наоборот, восшествие на престол в марте 1801 г. либерального Александра I, чуть ли не первым делом отменившего, кстати сказать, вышеприведенный указ, привлекло его обратно.. По крайней мере, хронология событий позволяет сделать такие предположения.. Хотя, кто знает..

Возможно, на возвращение в Россию повлиял и фактический неуспех 23 мая 1801 г. венской премьеры его оперы "Королева черных островов", которая хоть и заслужила похвалу Гайдна, но выдержала всего 8 представлений.. Кстати сказать, это единственная сохранившаяся до наших дней опера Эберля из 9 им написанных..

Правда, второй его приезд в Россию закончился еще быстрее, чем первый - около года он провел еще тут, с 1801 по 1802, но успел запомниться шумной премьерой в российской столице оратории "Сотворение мира" Гайдна.

Вернувшись в Вену Эберль оставил попытки писать сценические работы и все силы сосредоточил на создании симфонических и камерных произведений.. За неполные пять лет, которые ему еще были отпущены для жизни, он написал две симфонии, три фортепианных концерта, массу произведений для различных камерных составов, множество сонат..

Именно этот период стал расцветом его композиторского успеха. О нем пишут в прессе в превосходной степени, ставя в один ряд с Гайдном, Моцартом и ранним Бетховеном. Что же касается сравнений с произведениями Бетховена зрелого периода, то тут критики единодушно предпочтение отдавали Эберлю.

Особенно это касалось двух его симфоний - Es-Dur и d-moll. Их премьера совпала с премьерой бетховенской третьей ("Героической") в цикле январских венских концертов 1805 года, что невольно спровоцировало критику на их сопоставление. И если о симфониях Эберля отзывы были восторженными, о них писали, как о произведениях сочетающих "прекрасные идеи с новизной, смелостью и силой", относя к самым удачным его сочинениям вообще, соответствующих тому, "что вправе ожидать от этого большого композитора", то о новой симфонии Бетховена говорилось напротив, что в ней "яркого и странного слишком много, вследствие чего обзор крайне затрудняется и единство почти пропадает совсем", и что "симфония выиграла бы бесконечно (она продолжается целый час), если бы Бетховен решился ее сократить и привести к большей ясности и единству.."
Сейчас подобные оценки воспринимаются скорее, как исторический курьез. Ясно, что это этапное произведение Бетховена, раскрывавшее совершенно новые, до того немыслимые творческие горизонты, многих в то время просто-напросто испугало. Мало кто был готов принять сразу дерзновенные опыты мятежного гения, одним махом ломающего все привычные правила и стереотипы.. Но, с другой стороны, это вовсе не повод отказывать и творениям Эберля в их действительных достоинствах.

Кстати, сифония d-moll носила посвящение российскому Императору Александру I, что, помимо прочего, явилось причиной сохранения ее рукописи в Публичной библиотеке Санкт-Петрбурга.. И в ноябре прошлого года силами Александра Рудина и оркестра "Musica Viva" она была представлени московской публике в одном концерте с бетховенской Героической..
Забавно, что на сей раз критикам не понравилась уже краткость симфонии Эберля.. "Получасовая симфония Эберля даже по масштабам не может быть сравнима с "Героической", чье первое "орлиное" Аллегро длится ровно столько, сколько все четыре части "шедевра" Эберля"..
Вкусы меняются, но "манеры" критиков неизменны..:)

Но, продолжим рассказ о жизни композитора..
С января по июнь 1806 г. Эберль предпринял гастрольный тур по городам северной Германии. В марте он выступал в Дрездене и Берлине, где, между прочим, исполнял свой двойной концерт с 14-летним вундеркиндом Якобом Либманом Бером, через четыре года сменившего фамилию (по условиям получения наследства от дедушки Мейера..:) на так нам теперь хорошо известную - Мейербер.. Кстати сказать, как раз примерно в это время юноша брал уроки игры у Клементи, осевшего ненадолго в Берлине.. Такие вот исторические "цепочки"..:)

В апреле Эберль посетил Лейпциг, а в мае - Веймар и Мангейм.. Веймарская наследная принцесса Мария Павловна, сестра Александра I, лишь два года назад вышедшая замуж за принца Вейрмарского, надо полагать с радостью встретила знакомого с детства человека, занимавшегося когда-то с ней музыкой в родительском доме..
Отметим попутно, что Мария Павловна отличалась незаурядными музыкальными способностями, о чем, в частности, в апреле 1796 г. сообщала и ее бабка, Екатерина Великая, в письме к ее любимому корреспонденту, барону Гримму (уж не буду тут о Моцарте:))..
«Вечером я отправляюсь на домашний концерт, где князь Александр Павлович и граф Платон Зубов будут играть на скрипке, Елизавета, Александра и Елена будут петь, а аккомпонировать им на фортепьяно будет Мария, которая удивительно любит музыку: ей только девять лет, а она уже прошла с Сарти изучение генерал-баса. Сарти говорит, что у нее замечательный музыкальный талант, а кроме того, она очень умна, имеются способности ко всему, и будет со временем преразумная девица...» (Как раз в это самое время и был приглашен ко двору Эберль)
Поэтому нет ничего удивительного, что она заказала Эберлю написать для нее фортепианную сонату, что он и сделал, вернувшись в Вену. Именно этой сонате g-moll (op. 39) суждено было стать последним его значительным произведением, поскольку вскоре Эберль заболел скарлатиной и 11 марта 1807 г. скончался, не достигнув возраста 42 лет.

Соната g-moll после его смерти была опубликована и высоко оценена. И сейчас в ней видят множество моментов, предвещающих, кажется, Франка, Шопена и Листа, и, позволяющих говорить об Эберле, как о существенном предшественнике Романтической эры в музыке...
Tags: Бетховен, Клементи, Мария Павловна, Мейербер, Эберль, биографии, даты, забытое, композиторы, меломаны-венценосцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments