Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Даниэль Штейбельт - 250!

А вообще-то сегодня для меня огромнейший "та-дам"!!:)
Ибо дорогому и до недавнего времени практически полностью забвенному (в музыкальном смысле) Даниэлю моему Штейбельту исполняется ровнехонько четверть тысячелетия!!)



Сколько воды утекло с тех пор, как уж девять лет назад (мама!:) написал впервые я тут о нем некоторые свои впечатления (http://sagittario.livejournal.com/15350.html).. Писал кое что и после, выкладывал ноты и даже пытался играть:).. В общем делал всяческие телодвижения, чтобы привлечь внимание к этому незаурядному, на мой взгляд, композитору!..
(по тегу "Штейбельт" можно при желании ознакомиться со всем этим, но хто когда это делает:))


Мало, конечно, я тут сделал (хотя если набрать в гугле по-русски "Штейбельт", то второй после википедии именно моя запись там идет:))



.. но зато познакомился на этой почве с замечательной пианисткой русско-болгарского происхождения, живущей теперь в Швейцарии, - Анной Петровой-Форстер! Которая очень Даню тоже полюбила и даже записала с его музыкой диск, первый на то время, кажется, персонально штейбельтовский.. И я там даж частично в написании текста буклета поучаствовал.. ну и ролик с фрагментами всех треков наваял..

Послушайте какая мелодичная музыка и как вдумчиво исполнена:



Приведу уж по случаю и свою часть текста буклета (с описанием записанных произведений), поскольку там она при переводе существенно подсократилась, а одно смысловое звено и вовсе выпало..

Читать это в исходном виде, возможно, и нудновато:).. но пусть уж со всеми фактами по-русски тут побудет, а то уж много всего для написания сего я перерыл:)


Работы Штейбельта в этой записи охватывают различные периоды.

Соната до минор входит вторым номером в шестой опус Штейбельта, озаглавленный: «Deux Sonates et la Coquette pour le forte-piano, Oeuvre VI-e, dedies a Madame la Comtesse de Pinieux» (Две сонаты и «Кокетка» для фортепиано, опус 6, с посвящением графине де Пиньо), вышедший в Париже, как минимум в двух издательствах – Nadermann и Sieber (по данным «Handbuch der musikalischen Literatur», Carl Friedrich Whistling, 1828). Хотя прямых указаний в прессе того времени о выходе данного опуса в продажу обнаружить не удалось, но есть зато подобные сведения о предыдущем и следующем опусах Штейбельта, что позволяет определить хотя бы временной диапазон. Пятый опус – «Trois Preludes, ou Caprices, pour le forte-piano, avec trois petites pieces pour les Commencans..» появился не позже 23 ноября 1791 года («Journal de Paris»), седьмой же – «Trois Grandes sonates pour le piano forte..» - не позже мая 1792 года («Journal Encyclopedique ou Universel»). Так что, с достаточной степенью вероятности, появление шестого опуса можно определить первыми месяцами 1792 года.

К этому времени Штейбельт уже прочно обосновался в Париже, где пользовался огромной популярностью и заслуженной славой первого виртуоза, поражая публику своей игрой и произведениями совершенно нового необычного музыкального стиля, отличающегося свободой, раскрепощенностью, энергичностью, широтой мелодичных тем, смелостью гармонических переходов, ярким драматизмом... Он практически ворвался из неизвестности в самый центр европейской артистической элиты и сразу же завоевал место первейшего ее представителя.

Шестой опус интересен разнообразием проявленных в нем творческих способностей Штейбельта. Блестящая, концертного диапазона, остроумная первая соната сменяется камерной, истинно французского изящества и меланхолизма второй (записана на данном диске), и завершается все символизирующей наступающую смену стилей – третьей. «Кокетка» – какое еще название типичней для уходящей клавесинной эпохи, и какое, воистину, фортепианное наполнение сумел вложить в нее Штейбельт. Недаром он выделил ее отдельно в заголовке опуса, хотя, по сути, это такая же, как и два предыдущих номера, двухчастная соната - излюбленный Штейбельтом вариант сонатной формы (так называемой «итальянской»), с отсутствием средней медленной части.


Помимо активных выступлений и сверхактивной сочинительской деятельности Штейбельт много времени посвящал преподаванию игры на фортепиано. Являясь, по свидетельству современников, прекрасным учителем («Никогда я не видела, чтобы урок давали лучше...( Jamais je n'ai vu mieux donner leçon)» - duchesse d'Abrantès), он аккумулировал свои знания и опыт, издав в 1805 году в Париже два труда инструктивного назначения: «Полную практическую школу для фортепиано», и «Пятьдесят этюдов для фортепиано» в двух томах.

В «Школе» Штейбельт особое внимание уделил тонкостям звукоизвлечения («Первое и единственное старанье учащегося должно быть в том, чтобы извлекать из такого инструмента, каков фортепиано, самый наиприятнейший звук..»), а так же применению педалей, значки для указания в нотном тексте которых первым изобрел и ввел в практику (чем очень гордился и неоднократно подчеркивал).

50 этюдов op. 78 представляют капитальный итог обширного педагогического опыта Штейбельта, и признаются одними из лучших его творений для фортепиано. Невозможно не отметить новаторство и красоту этого опуса, во многом предвещающего приход романтизма. К тому же, это одни из самых первых этюдов в истории фортепианного искусства вообще, поскольку Иоганн Баптист Крамер, кому принадлежит первенство в издании подобной литературы (но не в сочинении ее! Тут первым был, безусловно, Клементи), опередил Штейбельта меньше, чем на год, издав первую тетрадь своих этюдов в сентябре 1804 года.

Кстати сказать, утвердилось ошибочное мнение, что этюдов в опусе – 25, так как знают их в основном по Лейпцигскому изданию Петерс, ограничившемуся, почему-то, выпуском лишь первого тома. На самом же деле томов два, а этюдов – 50. В таком полном виде они издавались при жизни Штейбельта, как минимум, дважды – впервые в 1805 году в Париже у M-me Duhan, и в 1809 году в Лейпцигском издательстве Breitkopf & Härtel. Парижское издание интересно еще тем, что на обложке его помещен портрет Штейбельта, работы Pierre Guerri (1774-1833), многажды затем перерисованный и перегравированный - единственное известное нам изображение композитора.
В «Handbuch der musikalischen Literatur» Carl Friedrich Whistling за 1827-28 г.г. указано, что оба тома Этюдов были изданы так же в Вене у Молло.


Проезжая по пути в Россию через Лейпциг в ноябре 1808 года Штейбельт специально сделал заявление, о том, что ввиду частого появления в Германии изданий, искажающих его произведения, и даже публикаций чужих сочинений под его именем, отныне он будет иметь дело только с безупречной Лейпцигской фирмой Breitkopf & Härtel (Мюллер, стр. 49). Однако произведения его продолжали появляться в самых различных издательствах..

Большая военная соната (Grande sonate martiale) ре мажор к 1815 году вышла уже в четырех разных издательствах («Handbuch der musikalischen Literatur» C. F. Whistling, 1817) - Плейеля (Париж), Брейткопф и Гертель (Лейпциг), Артария (Вена) и Андре (Оффенбах-на-Майне). Первые три издали ее как опус 82, Андре же – под опусом 88, с пометкой, правда, что это «вторая редакция», однако, нотный текст этого издания ничем не отличается от остальных.

Судя по всему, в перечисленной последовательности издания и появлялись на свет:
- Печатные доски Сонаты в издании Плейеля имеют номер 846, и в каталоге его изданий помечены январем 1810 года (Rita Benton «Pleyel as music publisher»).
- Сообщение о продаже издания Breitkopf & Härtel напечатано в AMZ 3 октября 1810 года.
- Про издание Артария пока, к сожалению, ничего не удалось узнать.
- Номер досок издания Андре (3580), в соответствии с каталогом, составленным David W. Fenton (www.dfenton.com), отсылает нас к диапазону 1815-1817 годов. Но, поскольку это издание уже упомянуто в каталоге C. F. Whistling, ограничивающимся 1815 годом, то и год устанавливается точно, как 1815. Любопытно отметить, что следующим по счету изданием Андре, с номером 3581, была так же соната Штейбельта – Grande sonate, op 91, которая так же имела ремарку – Seconde edition (вторая редакция). Какой опус имела ее «первая редакция» - загадка. Но столь массированное переиздание произведений Штейбельта само по себе достаточно любопытно.

Из всего вышесказанного, логично сделать вывод, что написана Grande sonate martiale, op.82 (88) была, скорее всего, в 1809 году уже в России, на что намекает и название третьей ее части - «Казачок» (русско-украинский танец).

В этой связи уместно указать на одно укоренившееся заблуждение.

В своей монографии Мюллер приводит письмо Штейбельта из Лондона в Париж к своему приятелю и издателю Игнацу Плейелю, где, в частности, говорится:
«Я сочинил только что три великолепные, не слишком большие и не слишком трудные сонаты. Одна - „Sonate martiale". По моему мнению, это лучшее произведение, которое я написал». (Мюллер, стр. 46). (..ich komponiere soeben 3 prächtige, nicht zu lange und zu schwere Sonaten. Die eine ist eine „Sonate martiale"… Das ist meiner Ansicht nach das beste Werk, das ich geschrieben habe.)
На основании совпадения названия упоминаемой сонаты с Grande sonate martiale, op.82 (88), а также действительно великолепных ее стилевых качеств, Мюллер делает вывод, что речь в письме идет именно о ней. А поскольку датируется письмо 9 февраля 1803 или 1804 года, то и создание Большой военной сонаты переносится на этот период.

Мы только что показали, насколько подобный вывод плохо соотносится с реальными сроками издания сонаты. Но имеется и еще ряд соображений, противоречащих этой версии Мюллера.

Прежде всего, в письме Штейбельт говорит о сочинении сразу трех сонат, что логично предполагает и издание их под одним опусом, как было принято в то время. К тому же, эпитет «Большая» (Grande) плохо сочетается с характеристикой – «не слишком большие и не слишком трудные». Ну и, наконец, название «Военная» (Martiale) вовсе не обязательно должно было быть вынесено в заголовок при издании, - Штейбельт просто мог описывать стиль сонаты.

На наш взгляд, всем данным характеристикам и соображениям лучше всего соответствуют Три сонаты ор. 37, вышедших в Париже в издательстве как раз Плейеля, с «военной» (по духу, а не по названию) третьей сонатой ми-бемоль мажор. Кстати сказать, заключительная часть первой сонаты данного опуса стала исключительно популярной в качестве отдельно изданной и входящей во все детские хрестоматии 19 века пьесы – Турецким рондо.


Шестой фортепианный концерт, носящий название «Le Voyage au Mont St. Bernard» (вояж на гору Сен-Бернар), записанный на этот диск, так же принято относить к российскому периоду жизни Штейбельта. В Новом словаре Гроува год создания его отнесен приблизительно к 1816 году, но это явная ошибка, поскольку известно, что в издательстве Петерс концерт был напечатан в 1814 году. Более того, самая ранняя зафиксированная дата его публичного исполнения относится к 7 апреля 1813 года (на авторском концерте Штейбельта в Санкт-Петербурге).

Но и это еще не все. Известно, что более поздний седьмой концерт Штейбельта был исполнен им самим в Санкт-Петербурге еще раньше - 13 марта 1811 года. Следовательно, дату сочинения шестого следует отодвинуть как минимум на 1810 год. А, учитывая, что предыдущий 5-й концерт (с рондо «Охота») был сочинен и исполнен Штейбельтом в Лондоне в 1802 году, получаем искомый диапазон.

Думается, что оправдано было бы этот промежуток еще сузить и отнести время написания 6-го концерта к последнему Парижскому периоду жизни Штейбельта, т.е. между началом 1805 и концом 1808 годов.. К этому выводу подталкивает заголовок концерта - «Le Voyage au Mont St. Bernard», который был бы несколько странен и неуместен при сочинении его в России, но очень бы был «говорящим» и близким именно французам.

Тут надо вспомнить, что в мае 1800 года Наполеон с армией совершил бросок через Альпы в Италию именно через перевал Сен-Бернар, где в битве при Маренго разгромил австрийцев. С другой стороны, в декабре 1794 года в Париже была поставлена и стала популярна опера Луиджи Керубини «Элиза», второе название которой было – «Les Glaciers du Mont St. Bernard» (Ледники горы Сен-Бернар).
Оба этих события могли послужить толчком для выбора Штейбельтом тематики концерта. И упоминание приятного для национального чувства французов события, и обращение к определенным, подготовленным уже предысторией, психологическим слушательским ассоциациям, обеспечивали изначальное благорасположение публики.

Но и глубже. В статье о Штейбельте J.H. Mee из словаря Гроува первых изданий говорится о прямых заимствованиях тем концерта из вышеупомянутой оперы Керубини чуть ли не в уничижительном тоне, изобличающем творческую слабость («работа, не архитектора, а декоратора» the work, not of an architect, but of a decorator). Но подобное заявление, на наш взгляд, совершенно несправедливо. Мало того, что, в любом случае, речь тут может вестись лишь о первой части концерта, но и невозможно не заметить, что темы Керубини послужили лишь импульсом к раскрытию творческой фантазии Штейбельта, расцветшей здесь в самых прекрасных и даже удивительных именно пианистических находках, блистающих в общей одухотворенности и гармоничности целого. Особенно поражает мелодический оборот, звучащий почти сразу же после вступления солиста, абсолютно шопеновский уже по своей удивительной красоте и пластичности.

Существует к концерту и программа, которую сам Штейбельт опубликовал в «Санкт-Петербургских ведомостях» в преддверии упомянутого уже концерта 7 апреля 1813 года.

Вступительный раздел концерта призван изобразить печальное, дикое и величественное зрелище, которое являет собой гора и лежащая у ее подножия долина. Далее следуют:

1. Унылые чувствования, внушенные местоположением
2. Шум вихрей и волн
3. Благодарное удивление странника при виде убежища, посвященного человеколюбию
4. Шум катящихся громад
5. Звук колокола и наконец Рондо в пастушеском вкусе Пьемонтских жителей

Концерт записан в полностью клавирной его версии без участия оркестра, что вполне согласуется в данном случае с замыслом автора, который и сам издавал его в виде фортепианной сонаты (Grande sonate pour le pianoforte tiree du concerto «Voyage sur le mont Bernard», St.Petersbourg: Lissner)




Диск этот вышел в 2013 году.., с тех пор записи произведений Даниэля Штейбельта стали появляться все чаще и чаще.. Совсем недавно Анна Петрова-Форстер записала и еще один диск с его музыкой! (я его еще не слышал):

http://forgottenrecords.com/Petrova-Forster--Steibelt--954.html



А компания Hyperion анонсировала диск с записью трех концертов Штейбельта! Третьего, Пятого и Седьмого.. Наконец-то моя мечта осуществилась! тут можно послушать кусочки из этой новой записи:




В общем, дело с оштейбельтованием продвигается!) ура!:)
Tags: Штейбельт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments