Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Анна Павлова - Серафим Судьбинин

Я вот в предыдущем парижско-оперном посте не подписывал фотографии (хотя таблички добросовестно фотографировал! но лень:), и мало кто догадался, наверное, что женский лик там, в камне утопающий - это не просто изображение какое-то абстрактное, а портрет нашей балерины знаменитой Анны Павловой, причем в образе ее незабвенного Лебедя (умирающего, разумеется)

А поскольку случайной узнал, что 12-го у нее день рождения, оказывается, то совпадением таким грех было бы не воспользоваться для небольшого раскрытия темы (хотя балетоман я сам-то тот еще:))




а табличка там такая вот:



Не сразу, но все же сообразил, что фамилия скульптора русская - Серафим Судьбинин.., и быстренько, конечно, общее про биографию его нашел

Интереснейший человек оказался! Потому немного о нем..



Серафим Николаевич Судьбинин (настоящая фамилия — Головастиков, 1867-1944) происходил из семьи обедневших нижегородских купцов-старообрядцев.. Работал телеграфистом, но увлекался любительскими спектаклями. И так доувлекался, что в мае 1898 года оказался в первом составе труппы Московского художественного театра (к тому времени артистический псевдоним у него уже был Судьбинин). Был занят практически во всех основных спектаклях театра, в пьесе «На дне» роль Сатина исполнял поочередно с К.С. Станиславским.

Одновременно занимался рисованием, лепкой, фотографией. Одна из первых работ Судьбинина, завоевавшая известность, - статуэтка Станиславского в роли доктора Штокмана, героя одноимённой пьесы Ибсена.



Из письма Горького к Станиславскому (январь 1902): "Говорят, в продаже имеется Ваш бронзовый бюст в Штокмане - правда? Обязательно скажите".

Тут слух, которым питался Горький, объединяет две работы Судьбинина - он одновременно сделал и статуэтку Штокмана, и бронзовый бюст Станиславского:



"Станиславский в Штокмане" позже был подарен Судьбининым Горькому и украшал рабочий кабинет писателя.

В 1904 году Судьбинин окончательно бросает сцену и становится скульптором, а благодаря финансовой поддержке небезызвестного Саввы Морозова получает возможность пройти в Париже курс обучения в студиях известных скульпторов, включая Огюста Родена.

Фарфоровый бюст Родена работы Судьбинина из собрания Музея изобразительных искусств Сан-Франциско:



В Париже он и скончался 1 ноября 1944 года.




Работы С.Н. Судьбинина имеются во многих крупных музеях (в том числе и у нас в Русском и в Третьяковке), но я хочу остановиться лишь на Павловой, которую он изображал неоднократно - и в бронзе, и в фарфоре и вот, как видим, в мраморе..

В Центральном театральном музее им. Бахрушина среди экспонатов имеются две фигурки балерин его работы - Павловой и Карсавиной, обе выполнены из бисквита, то есть неглазурованного белого фарфора, что позволило уйти от излишней "игрушечности" жанра и придало маленькой скульптуре даже известную монументальность (при высоте около 30 см).







Павлова изображена здесь в роли Жизели:



Скульптура «Балерина А. Павлова», выполненная Судьбининым в 1908 году по заказу Императорского фарфорового завода во время гастролей балерины в Лондоне, стала одной из популярнейших его работ.
В 1913 году стали выпускаться и глазированные раскрашенные ее варианты:


скульптор-форматор П.В. Шмаков (1913-1914).. На аукционе за нее просят полтора миллиона рубликов..






Первые две - аукционные, а эта из собрания Мемориального музея семьи актеров Самойловых в СПб:




Следующая же и вовсе эрмитажная.., сейчас до мая, между прочим, в Казани демонстрируется..


роспись Е.М. Кордес (1913)

А эта (тоже роспись Е.М. Кордес) из музея Императорского фарфорового завода (страшноватенькая!:)




Имеются так же и бронзовые варианты той же скульптуры


эта из Музея изобразительных искусств Сан-Франциско






Там же демонстрируется и замечательная судьбининская бронзовая статуэтка Анны Павловой уже в роли Вакханки:
















А это уже вариант из Бахрушинского.., датируется 1907 годом.., что довольно странно, если учесть, что "Вакханалии" М. М. Фокина (фрагмент балета Александра Глазунова "Времена года") были поставлены им в 1909 году..




В этом образе позировала Павлова не только Судьбинину



в частности, и американской художнице Мальвине Хоффман в 1914 году, которая из сделанных набросков создала серию гипсовых панно "Осенняя вакханалия" (26 барельефов, никогда не показывавшихся полностью):







Существуют еще и такие фотографии, запечатлевшие Судьбинина за работой над скульптурной головой Павловой, явно в образе знаменитого ее Лебедя:



пишут, что 1913 год и что опять фарфор..

52948


Фарфоровых таких голов ее мне не попадалось, а вот бронзовые нашлись..

эта из Бахрушинского музея.., причем датирована на сайте 1901 годом, что, конечно, невозможно, хотя бы потому, что "Лебедь" для Павловой был создан Фокиным в 1907 году..




а эта из Музея изобразительных искусств Сан-Франциско:





Anna Pavlova as


Невозможно не заметить тут и сходства с "нашей" скульптурой из парижского Оперного театра (почему-то самой неизвестной из работ Судьбинина, во всяком случае упоминания ее, как и изображения в связи с Судьбининым и Павловой мне не попадались):








Пора уже посмотреть и на сам знаменитый танец..







и версия 1925 года.. укороченная, но зато вначале там Павлова кормит лебедей и даже что-то им пищит:)












Известны, по крайней мере, еще два скульптурных портрета Анны Павловой работы Серафима Судьбинина..

Мраморный бюст:








и гипсовый барельеф в кокошнике:













Вот... И покажу еще некоторые фотографии Анны Павловой (коих, конечно, уйма! балерины любили фотосессии:)..

Но сначала я на сей предмет прочесал электронную библиотеку сайта Gallica, думал оригинальное чего найти.. Потом там же отыскал журналы всякие модные французские с ее фотографиями и оттуда уже повырезал.. А потом полазил по интернету и увидел еще всякого интересного)

В общем, кое что из всего этого - ниже!)












































































И вот еще раритет удивительный.. Фильм 1916 года с Анной Павловой в заглавной роли!

На сюжет оперы Обера "Немая из Портичи", или по-американски - "The Dumb Girl of Portici"

Фильм со всякими спецэффектами (например, одетый в черный бархат невидимый на черном фоне партнер, поддержки которого создают иллюзию полета балерины..)

Фильм, разумеется, немой, потому рекомендую завести параллельно увертюру Обера из одноименной оперы, тогда смотреть гораздо веселее!:)

например, эту запись (The London Symphony Orchestra conducted by Victor Olaf, Recorded at Kingsway Hall, London)








Режиссер фильма, между прочим, женщина - первая американская женщина-кинорежиссер Лоис Вебер (1879 — 1939).




И не только режиссер, но и (красавица!:) создатель собственной киностудии и кинопродюсер. В период с 1911 по 1914 годы она сняла более ста фильмов, многие из которых были масштабными историческими драмами с богатыми декорациями...


Закончить же хочу еще одним роликом с нарезками из различных балетов Анны Павловой.., наслаждайтесь!:)




Правда, запись эта выглядит странно, как удаленная.. Но при нажатии у меня все показывает..

На всякий случай приложу два отдельных фрагмента из этой же записи:

Anna Pavlova Dances The Fairy Doll:




Anna Pavlova in Christmas:




--------------------------------------------------------------------
© 2018 Станислав Серапинас (sagittario)
--------------------------------------------------------------------

Tags: Павлова Анна, Судьбинин Серафим, балет, скульптура, танец, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments