Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Екатерина Федорова 1-я - вторая жена М.А. Величковского

Балет, китайцы, обезьяны..
Дни "до" и "после" - окаянны..
Жандармы, рыбки, стук в ночи..
Ревльюционны палачи..



"Удивительно!!", - первое, что вырывается и при знакомстве с этой историей, и при каждом новом повороте ее..

Речь о биографии Михаила Алексеевича Величковского - симпатичнейшего старика, нашедшего в общении с человекообразными обезьянами больше любви и понимания, чем с обезьяноподобным режимом, безжалостно уничтожившим его..

Вернее, о попытке биографию эту реконструировать.. Ну, постоянные мои читатели должны эту историю помнить, конечно..




Начал все Максим (1_9_6_3, vchaplina_arhiv), заинтересовавшись, и я нарыл всякого (здесь и здесь).. , и пошло-поехало.. Результатом чего стал итоговый (казалось бы!) пост со всеми найденными источниками и ссылками - https://1-9-6-3.livejournal.com/456792.html

Но вот на прошлой неделе в журнале Максима появляется вдруг новая статья о Величковском с сенсационной информацией!!

Оказывается исследования наши не прошли даром и на них откликнулась.. правнучка Михаила Алексеевича (от первой жены его Софии Максимилиановны, урожденной Фрам) Ирина Бурлаченко!.. И не просто с благодарностью откликнулась, а прислала полную копию следственного дела М.А. Величковского, полученную в Государственном Архиве РФ!!



Это потрясающе все, конечно же!...

Но еще более удивительно, что незадолго до этого, в апреле мне написала... праправнучка Михаила Алексеевича!!!.. Уже от приемной дочери его Марии (или, как она пишет, - Марьи) Михайловны..


К сожалению, после нескольких всего писем переписка наша по неясным для меня причинам (надеюсь, все там хорошо!) пресеклась, и не много чего успел я узнать (потому и не спешил публиковать, надеясь на продолжение..).. Но теперь хочу привести хотя бы первое письмо ее полностью, такое оно теплое и искреннее:

Добрый вечер,

Меня зовут Евгения и Михаил Алексеевич Величковский мой прапрадедушка. Много лет назад я видела отрывки передачи, где мелькали кадры с ним.
Сегодня я совершенно случайно увидела вашу статью и, если честно, потрясена до глубины души. Вы провели настоящее исследование! Я очень многого не знаю о своей семье, как оказалось. Но, если вам было бы интересно, могла бы написать чуть больше о его жене... Пара фотографий и случайные факты. Например, что Екатерина однажды принесла домой коробку конфет от Станиславского... Об этом так мало рассказывали, но сам факт. Или что у нее была сестра, которая, как говорят, умерла при родах и родила от китайца мою прабабушку (вот это поворот)... У меня есть лишь отрывки каких-то историй, я знаю совсем мало. Но, благодаря вашей статье, я не только зарегистрировалась в жж (:DD), но и просто шокирована тем, что это действительно о моей семье. На аватарке у меня стоит фотография дедушки с обезьянкой. Говорили, что когда его арестовали, обезьянка не ела без него и даже пару раз Михаила привозили, чтобы тот ее покормил. Я просто хочу вас поблагодарить за то, что вы сделали. Мне было бы очень интересно узнать о родителях Михаила и Екатерины, после вашего исследования невозможно думать ни о чем другом. Как тесен этот чертовски прекрасный мир!


...

Екатерина, упомянутая в письме, - это Екатерина Никифоровна Федорова-Величковская, артистка балета, вторая жена Михаила Алексеевича Величковского..
Я приведу в конце еще кое-какие сведения, почерпнутые из этой переписки.., но сначала хочу поделиться уже своим эксклюзивом.. Т. е. информацией, добытой уже не у компа, а в самом что ни на есть настоящем архиве!:)

Дело в том, что еще прошлой осенью совершил я очередное паломничество в РГАЛИ (Рос гос архив литературы и искусства), где, помимо прочего, ознакомился и с личным делом Федоровой Е.Н., артистки балетной труппы Большого театра..





Тут надо заметить, что посещение подобных заведений для человека, на обычной офисной работе работающего, дело отнюдь нетривиальное.. Ибо часы их работы (в совокупности с весьма удаленным лично от меня месторасположением) совсем этому не способствуют..
Уже целый день уходит лишь на оформление и подачу заявки.. - выдают там такие "гроссбухи" с описями, из которых все нужное на бумажку аккуратно надо выписать (но строго по возрастанию номеров фондов - не дай Бог ошибиться!!!), да еще распределять там их по разным признакам.. После чего тебе говорят, что придти ты можешь... дня через три-четыре!.. И то приходить-то надо ранехонько! ибо помещение, для работы с документами отведенное, меньше класса школьного.., а и будешь ты болтаться в коридорчике (сидя, если будет где присесть, конечно же), ожидать, пока из прихожан кто там насытится, да уступит место вожделенное.. Тут, глядишь, час подоспел заканчивать (очень строго это соблюдается, да за пол часа все отбирается)..

И, потом, сидеть ведь там и от руки все переписывать.. (фото очень строго запрещается! а копировать, так быстро пойдешь по-миру..).. А ведь там каракули все рукописные.., да по старой еще царской орфографии.., и попробуй догадайся, что за слово-то.. Вот сидишь и так и эдак примеряешься.., глядь, а тут уж за порог несут тебя под белы рученьки...
очень быстро время там кончается..

А еще мне хочется все-все мелочи из документов зафиксировать (если нельзя уж их сфотографировать).. - ведь все это особая канцелярская поэзия!).. Потому переписывать стараешься и шапки бланков, и мелким шрифтом набранные примечания, помечать какие где печати или марки, какой формы лист, какими чернилами..

В общем, требует все это отпуска специального!!:).. что мной и делается:))

Но это и ужасно интересно все, конечно же.. Погружаешься в то время.. со всеми мелочами, его определяющими.. Во всю иерархичность величественную и градуированность строгую всего тогдашнего существования.. каждый в своей ячейке.. и перескочить - дело целое..

Тут и справки от врачей, и прошения о спомоществовании, и даже испрашивание у дирекции театра разрешения на замужество(!!)..

Ну и язык сам.. Все это целый мир.., и вот через такие бюрократические справки начинаешь ощущать непридуманные его ароматы.. реальные




Потому размещу я здесь все, что выписал!

Ну и буду перемежать еще всяческим "попутным-дополнительным" (коего появляется всегда неожиданно много, только копни!:).., в частности, страницами из "Ежегодников Императорских театров".. Выпускалось такие Дирекцией театров с 1892 по 1915 годы. Там все подробно (ну, по СПб и Москве) - какие где актеры, певцы, балерины.. по фамилиям.. сколько и в каких спектаклях задействованы.. и всякое иное подобное прочее (правда, лишь по сезон 1912-13)..

Но начну я с сезона 1897-1898 (театральные сезоны длились с конца августа по начало июня) ибо именно в 1898 году Екатерина Никифоровна Федорова выпустилась из Императорского Московского Театрального Училища:




Так вот добросовестно тогда оформляли (приведу несколько страниц просто:)












А вот и до училищ добрались театральных.., сначала Санкт-Петербургского..




и искомого Московского.. Среди окончивших - Федорова Екатерина:




Приведу уж и всю структуру преподавательскую.., ибо интересно это все!:)





Запомните священника Никольского и врача Казанского.., они нам еще встретятся!:)


Ну, а теперь к Делу!:)

Личное дело Федоровой Екатерины - артистки балетной труппы среди дел Московской конторы императорских театров хранится в фонде 659 оп. 3 ед. хр. 3775.
Содержит 61 лист (хотя в электронном каталоге РГАЛИ указано 53).
Крайние даты Дела обозначены в диапазоне: 1 февр 1898 – 19 окт 1915

Однако первый же лист там хоть и надписан кем-то сверху карандашом, как "№62 за 1898 г", но год там этот явно ошибочный! Ибо в тексте документа прописана совсем другая дата - 13 января 1901 года. Она-то и является на самом деле там начальной..

Поэтому, следуя хронологии, рассмотрим пока информацию из Театральных ежегодников, а затем уже с сезона 1900-1901 перейдем, наконец, и к Делу!


С 1 сентября 1898 года Екатерина Никифоровна Федорова начала свой рабочий путь на сцене, что и отражено в "Ежегоднике Императорских театров" сезона 1898-1899 гг в списке московской балетной труппы:




Так как до нее в штате балетной труппы Московских императорских театров уже значилась одна Федорова - Мария Логиновна, то по старинной театральной традиции той было присовокуплено к фамилии определение "Первая", вновьприбывшей же, соответственно, - "Вторая"..

Кстати, именно с этого выпуска редактором "Ежегодника" назначается Дягилев (для нашей истории это не важно, но, опять же, познавательно!:).




Первый дягилевский выпуск сохранил сугубо справочную структуру издания, но полностью утратил часть оформительскую, так богато представленную в предыдущих томах.. Видимо, Дягилева совершенно не устраивал подобный стиль иллюстрирования.. И уже в следующем сезоне Дягилев по воспоминаниям А. Бенуа сделал из Ежегодника «нечто совершенно неожиданное»:
«Работали мы над “Ежегодником” дружно и усердно. Мне, в частности, было поручено составить богато иллюстрированную статью, посвященную Александрийскому театру – как бесподобному архитектурному памятнику, и, кроме того, мне удалось в архиве театра откопать ряд чудесных декорационных проектов Петра Гонзаго. Баксту принадлежала забота о всей графической части, начиная с обложки, кончая шрифтами, виньетками и т.д., и он немало потрудился над ретушью портретов артистов... Успех выдался “Ежегоднику” исключительный...”»

(Правда, в следующем уже году Дягилев, рассорившись с театральным директором, получил отставку, и «Ежегодник» у него отобрали)...


1899-1900



Федорова Екатерина с этого сезона стала обозначаться, как "Первая", ибо Мария Логиновна службу в театре в 1899 году оставила. "Второй" же стала Федорова София Васильевна:




София (или, как принято сейчас писать, - Софья) Васильевна Федорова танцовщицей была выдающейся, и даже при принятии в балетную труппу Московских императорских театров была зачислена сразу в «корифейки», миновав, вопреки обычаям, кордебалет.




В следующем сезоне в Московскую балетную труппу поступила и ее младшая сестра - Ольга Васильевна, ставшая там "Федоровой 3-ей":

1900-1901



Ольга Васильевна Федорова так же стала танцовщицей и мимисткой выдающейся, острохарактерной. Выделял ее и Михаил Фокин. В 1924 году получила звание Заслуженной артистки РСФСР.




Ну а что же "наша" Федорова Екатерина? В отличие от своих знаменитых однофамилиц она, по всей видимости, звезд с балетного небосклона особых не хватала, солирующих партий не получала, была обычной трудовой театральной лошадкой... И фотографий ее, конечно, история не сохранила.. Хотя в семье, как мне было сообщено, они есть, но пока что, увы, на связь там по прежнему никто не выходит.. Но будем надеяться!


Вот и первый же лист из ее Личного дела посвящен травме такой - трудовой.., производственной!

Л-1
(на бланке лечебницы, шире чем А4, черн. чернила)

(сверху карандашом)
№62 за 1898 г (явно ошибочная дата!)

ЛЕЧЕБНИЦА
С ПОСТОЯННЫМИ КРОВАТЯМИ
ВРАЧА
Е.Д. Курдюмова
С отделениями:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ, МАССАЖНО-ГИМНАСТИЧЕСКИМ
- и –
ВОДОЛЕЧЕБНЫМ
-
МОСКВА
Покровка, Чистые пруды, д. Рахманова
Телефон №165

Свидетельство

Дано сие в том, что артистка балетной труппы Императорскаго большого театра, Екатерина Никифоровна Федорова, три месяца тому назад оступилась во время репетиции в театре и причинила себе растяжение связок (неразборчиво - леваго?) голеностопнаго сустава. От сей болезни лечилась (амбулаторно?) у меня в лечебнице массажем. В настоящее время имеет слабость связачнаго аппарата (неразборчиво два слова).
В чем удостоверяю подписью.
Г. Москва 1901 года Января 13 дня
Директор лечебницы Надворный Советник
Евг. Курдюмов

(Приписка)
Действительно Г-жа Федорова страдает вышеуказанной болезненной (формою?) и нуждается в лечении массажем
Лев Казанский

(овальная синяя печать)
МОСКОВСКАЯ КОНТОРА
ИМПЕРАТОРСКИХ Театров
1 февр. 1901 (почему-то год сверху ручкой исправлен на 1898??)
Асс. № 823

(красная квадратная печать)
ОТДЕЛЕНИЕМ КОНТРОЛЯ
ПОВЕРЕНО И ДЕНЬГИ УПЛАЧЕНЫ



Фамилию театрального врача, справку подтвердившего (написанную в документе не очень разборчиво), я сверил по списку Личного состава театрального управления Московской Конторы Императорских театров из Театрального ежегодника за 1900-1901:




Вот он и в справочнике "Вся Москва на 1901 год", где значится еще, правда, колежским секретарем:



Там же находим мы и врача Курдюмова:



Между прочим, оба - личности приметные..

Курдюмов Евгений Дмитриевич (1858-1914) был не только прекрасным, по всей видимости, практиком, но и активным "воздействывателем" на общество, печатая брошюры, выступая с публичными лекциями.. Помимо сугубо профессиональных тем ("Endotin /Tuberculin, purum/ в случаях латентного туберкулеза...") поднимал он и вопросы, как сейчас бы выразились, "здорового образа жизни" - "О влиянии велосипедной езды на здоровье" (публ. лекция, прочит. 12 марта 1898 г. в Музее гигиены и сан. техники в Москве); "Физиотерапия тучности" (доклад в науч. беседе Физикотерапевт. о-ва в Москве 17 янв. 1913 г.)...

Но особенно активно и горячо выступал он за надлежащую постановку в России курортного дела.., в частности, в Закавказье.. Этому посвящено множество его статей и выступлений. Такую, например, брошюрку Курдюмова может сейчас скачать и прочитать каждый, оцифрована она здесь:

"Курортный вопрос и пути к его изучению; 2. Климатическая станция Гагры как курорт : (Докл., чит. в соедин. собр. Терапевт. о-ва при Имп. Моск. ун-те и Физ.-терапевт. в Москве - 11 дек. 1908 г. и 16 апр. 1909 г.)"



Вопросы поднимал он критические и с пользой для дела:




Кстати, и в своей лечебнице, в которой лечилась и Екатерина Федорова, содержал он библиотеку с книжками медицинско-просветительскими.. Так, например, на форзаце книги "Профессиональная гигиена или гигиена умственнаго и физическаго труда / Ф. Эрисман. - СПб, 1877" (из фондов Республиканской научной и медицинской библиотеки) стоит прямоугольный штамп с надписью: "Библиотека лечебницы Е. Д. Курдюмова в Москве".

Удивительно еще и то, что Евгений Дмитриевич Курдюмов в конце 1870-х гг., будучи еще гимназистом последних классов Тульской мужской гимназии, репетиторствовал... в семье Толстого!.. Льва Николаевича.., где готовил на аттестат зрелости Сергея Львовича Толстого и подтягивал знания Ильи Львовича и, вероятно, Льва Львовича Толстых...


Про доктора Казанского Льва Ивановича ничего настолько же подробного сказать не могу (впрочем, одно уже перечисление его должностей в Адресной книге стоит многого..), но если уж говорить о писателях, то и его визитная карточка хранится... в Доме-музее Чехова!.. и адрес его в записных книжках Антона Павловича упоминается!..



Следующие три листа в Деле Екатерины Федоровой относятся к маю 1902 года, и, следовательно, к театральному сезону 1901-1902:




Справки за этот год посвящены делам сословным, кои составляли костяк структурный всего российского государоустройства тогдашнего.. Я не очень представляю, какие точно существовали на сей счет порядки, и не смог найти ничего по поводу необходимости "увольнения из Мещанскаго Общества" в связи с "определением на службу артисткою Императорских театров" (главное во всем этом - "увольнение из податнаго состояния", вроде бы), хотя полистал и Свод законов Российской империи даже..
Не очень понятно, почему шаг сей осуществился спустя почти четыре года уже с момента самого "определения на службу"?.. Или это связано с полом и возрастом?.. Не знаю.., но тема сама по себе очень интересная, конечно же..


Л-2
(рукописн, черн. чернила, А4 удлинен, с гербовой маркой 60 коп, с печатью «(28?) мая 1902»)

2147
Р.О. №1103

В Московскую Контору Императорских Театров

Артистки балетной труппы
Екатерины Никифоровны Федоровой

Прошение.

Происходя из Московских мещан прошу Контору о выдаче мне свидетельства для представления в Московскую Мещанскую Управу на предмет увольнения меня из Мещанского Общества.

Е. Федорова

Свидетельство за №704 получила
Е. Федорова

(резолюция наискось)
Выдать
Н. Фон Бооль




Л-3
(рукописн, черн. чернила, А5)

№704
Мая 28 дня 1902 г

Свидетельство

Дано из М.К.И.Т-в Московской мещанке Екатерине Никифоровне Федоровой, вследствие ея прошения от __ Мая 1902 г, для представления в Московскую Мещанскую Управу на предмет увольнения из Мещанскаго Общества в том, что она, Федорова, с разрешения Министра И. двора определена на службу артисткою балетной труппы ИМПЕРАТОРСКИХ Московских Театров с 1 Сентября 1898 года.

Подпись
Управляющий Конторою Н. фон Бооль
Делопроизводитель...




Л-4
(рукописн, черн. чернила, А5 на двух сторонах)

20 Июня(Июля?) 1902 г
№777

В Московскую Казенную Палату

М.К.И.Т. препровождая при сем свидетельство М. Мещанской Управы от 19 сего Июня(Июля?) за №6687 выданное московской мещанке Екатерине Никифоровне Федоровой об увольнении ея из мещанскаго общества, просит Казенную Палату сделать распоряжение об увольнении Федоровой из податнаго состояния и возвратить подлинное свидетельство.
Мещанка Федорова, с разрешения Министра И. Двора определена на службу артисткою балетной труппы И.М.Т. с 1 Сентября 1898 года

.. Фон Бооль




Бооль Николай Константинович фон (1860-1938) как раз только-только занял должность Управляющего Московской Конторой Императорских театров (с 1901 по 1910), сменив Теляковского Владимира Аркадьевича (1860/1861–1924), назначенного Директором всех Императорских театров (с 1901 по 1917). Потому в списке Московской Конторы за 1901-1902 гг. он еще "И.д." - исполняющий должность:






В воспоминаниях Теляковского Н. К. фон Бооль характеризуется, как "настоящий чиновник, со всеми хорошими и дурными качествами, званию этому присущими.."




С его именем связано множество театральных анекдотов, начиная с борьбы с укороченными туниками у балерин до бесконечных баталий с Шаляпиным, отличавшимся достаточно непростым характером. В частности, крылатой стала фраза, которую Шаляпин во время одной из своих «молодецких» выходок якобы прокричал: «Я сотру ему весь "фон" и останется одна боль!».

А вот история, выглядящая, как совершеннейший анекдот, но абсолютно реальная, так как описана самим же Шаляпиным в песьме к фон-Боолю:













В письме 1903 года речь идет об инциденте, случившемся во время спектакля «Мефистофель», когда Шаляпину по ходу действия из-за кулис некие барышни не так подали плащ, на что он, выведенный из себя, крикнул: «Идиоты!». Барышни оказались чувствительными, и с одной из них случился обморок!:)) Шаляпин через Бооля просит передать им свои извинения..

Но вот Елизавета Лютш, работавшая в Императорском Малом театре «счетчицей касс» (то бишь кассиршей) в своих воспоминаниях о Николае фон-Бооле отзывается более тепло:

"Большинство наших конторских служащих были люди весьма мало культурные; многие не получили даже и среднего образования, специальной прикосновенности к искусству не было почти ни у кого, за исключением фон Бооля, который занимался писаньем картин...
Н.К. фон Бооль был сам человек культурный и театр любил очень; его семья, кажется, и дневала и ночевала в театре, но и он должен был плясать под петербургскую дудочку, а Теляковский был большое ничтожество и как таковое гораздо легче ладил с теми, что были ему больше по плечу. В своей книге он так много говорит о своих великих деяниях и заслугах, что человеку, не знающему всей подкладки его деятельности, может показаться, будто он и впрямь «нечто»…"


Она знала Николая Константиновича не только, как подчиненная, но и как человек, вхожий в семью, ибо он был братом однокурсницы Е.И. Лютш по Николаевскому сиротскому институту, некоторое время она работала домашней учительницей его детей.


И художником Н.К. фон-Бооль был достаточно известным, работы его находятся во многих музеях, в частности, в Третьяковке и Русском.

В интернете нашлось:

























На заводе братьев Корниловых были выпущены тарелки по его рисункам:




Любопытно также то, что мастерскую свою художественную фон-Бооль арендовал в Доходном доме №10 по Большой Садовой, т.е. в небезызвестном "Булгаковском доме", где в 20-е годы проживал Михаил Афанасьевич Булгаков и куда он в "нехорошую квартиру" "заселил" и Воланда со всей его свитой..

Художественным мастерским (Студиям) отводилась центральная часть дома, парадный фасад которой выходил во двор. Студия фон-Бооля располагалась на втором этаже в квартире №36.
На фотографии 1960-го года большие окна Студий хорошо видны по центру:




Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского, проживавшего с семьей и работавшего в том же доме в мастерской № 40, вспоминала: «Под Якуловыми занимал мастерскую директор Большого театра по фамилии фон Бооль, грузный, угрюмый человек с одутловатым лицом, обрамленным седыми баками. Я запомнила его, вечно опутанного шарфом, меховом картузе и высоких ботах»



После революции фон-Бооль с семьей получил прописку в квартире №35.. Можно оценить условия быта тогдашние.. - по домовому списку 1924 года в квартире №35 проживало 14 человек:




А в еще более заселенной квартире №50 проживал М.А. Булгаков:




Горячева Анна - там самая "Аннушка"!
(Все материалы по Н.К. фон-Боолю взяты с замечательного сайта Булгаковского музея )

Но мы отвлеклись, однако...:)


1902-1903



Л-5
(печатная на А5 с припиской внизу)

Я, нижеподписавшийся, дал настоящую подписку Московской конторе ИМПЕРАТОРСКИХ Театров, на основании ст. 7 положения о видах на жительство, при получении мною паспортной книжки, в том, что никакого другого вида на жительство не имею.

Екатерина Никифоровна Федорова

Паспортную книжку на пять лет от 30 октября 1902 г за №739 получила
Федорова




Л-6 пропущ при нумерации



Л-7
(бланк паспорта: шире чем А4, заполнен черными чернил, гербовая печать: «безплатно. На срок не более одного года»)

Паспорт из Московской Мещанской Управы

1. Вероисповедание: Православн
2. Время рождения или возраст: 27-го Октября 1876 г
3. Род занятий: Артистка Императорских Театров
4. Состоит ли или состоял ли в браке: Девица
5. Находятся при нем: -
6. Отношение к отбыванию воинской повинности: №703
7. Подпись (владельца паспорта): при неграмотности предъявителя обозначают его приметы: рост, цвет волос, особые приметы

Предъявитель сего Московская мещанка Слободы Голутвенной
Екатерина никифорова Федорова
уволена в разные города и селения Российской Империи от нижеписаннаго числа
по 20-е Мая 1903 года.
Дан с приложением печати, тысяча девятьсот второго года мая 20-го

Член Управы Кириллов (печать московской мещанской управы)




Л-8
(рукописн., черн чернила, на А4 удлинен с гербовой маркой 60 коп с печатью на ней: «29 июля 1903 года»)

3901
Р.О. №1817

В Контору Императорских Московских Театров

Артистки балетной труппы
Екатерины Никифоровны Федоровой I-ой

Прошение

Находясь на излечении на отечественных минеральных водах, прошу разрешения мне отпуска на две недели с 1-го по 15-ое Августа, дабы дать мне возможность окончить начатый мною курс лечения.
Прилагаю свидетельство пользующаго врача

Екатерина Никифоровна Федорова I

23 Июля 1903 г
Г. Пятигорск

Жительство имею в гор Пятигорске
На Суворовской ул. д. Веселицкой
Федорова I

(приписка)
Препятствий не встречается
Режиссер Балета Де Лазари

(резолюц наискось)
Разрешаю
Н. Фон Бооль

(синяя квадратная печать):
ОБЪЯВЛЕНО
в Журнале РАСПОРЯЖЕНИЙ
1 Августа 1903 года
№209




Л-9
(рукописн черн чернил на А4 удлинен с гербовой маркой 60 коп с подписью на ней: «22 июля 1903 года» и сургучной печатью: «врач П.А. (Веселицкий?)»)

Медицинское свидетельство

Сим свидетельствую, что артистка Большого Московского Императорскаго Театра Екатерина Никифоровна Федорова I для окончательнаго излечения своей болезни – каттар двенадцатиперстной кишки (catarrus …) долждна пробыть на Кавказских курортах, по (неразборчиво два слова), до 15 августа сего года.

На предмет продления срока лечения г. Федоровой выдается(?) настоящее свидетельство. 22 июля 1903 года

Врач П. Весе….




Л-10
(черная машинопись на А5)

4116
Р.О. №1942

В Московскую Контору ИМПЕРАТОРСКИХ Театров

Режиссера балетной труппы

Рапорт

Имею честь довести до сведения Конторы, что артистка балетной труппы Г-жа Федорова I-я, Екатерина явилась из разрешеннаго ей отпуска своевременно, 15-го сего Августа.

Режиссер балета Де Лазари

Августа 16 дня 1903 г
№177

(синяя квадратная печать):
ОБЪЯВЛЕНО
в Журнале РАСПОРЯЖЕНИЙ
21 Августа 1903 года
№229 (299?)






1903-1904



Лист одинадцатый содержит выпуск "Журнала распоряжений", который печатался регулярно и имел следующий вид:




Л-11
(типографск)

ЖУРНАЛ РАСПОРЯЖЕНИЙ
ПО
ИМПЕРАТОРСКИМ Московским Театрам
№151
4-го июня 1903 года, Среда.


3.
Согласно утвержденному Его Превосходительством господином в д. Директора ИМПЕРАТОРСКИХ Театров плану балетной труппы назначено с 1-го Сентября 1903 г содержания в год:
…; по кордебалету: … Федоровой Екатерине по 600 р., ... с переводом в корифеи…

И. д. Управляющего Конторой Н. фон-Бооль



Из кордебалета (артисты, исполняющие массовые танцевальные номера), крохотный шажок по служебной лестнице вверх шел в корифеи - те же танцовщики кордебалета, но выступающие уже в первой линии, а то и исполняющие отдельные небольшие танцы!.. Далее шло мечтаемое: вторые солисты, первые солисты, ведущие солисты, и, наконец таки, балерины и премьеры.


1904-1905



Тут, наконец, встречается нам и упоминание Михаила Алексеевича Величковского, за которого Екатерина Никифоровна вышла замуж.. Дело это было, отнюдь, непростое..

Л-12
(рукописн, черн чернил на А4 удлинен с гербовой маркой в 60 коп)

3649
Р.О. №1659

В Московскую Контору Императорских Театров

Артистки балетной труппы
Екатерины Никифоровны Федоровой

Прошение

Желая вступить в первый законный брак с Штабс-Ротмистром Михаилом Алексеевичем Величковским, имею честь просить Контору о выдаче мне надлежащаго свидетельства, для предоставления Духовному Начальству

Е.Н. Федорова

(Приписка мелко)
Свидетельство за №916 получила. Федорова

Августа 18 дня 1904 г.

(резолюция размашисто в верхнем левом):
Выдать
Н. Фон Бооль




Л-13
(Лист 13 - всего лишь копия справки, размещенной, как лист 22, но без печатей, марок и оборотной стороны.. Потому логично тут будет разместить сразу оригинал.)
Л-22
(черн чернил на бланке А5, гербовая марка 60 коп)

МИНИСТЕРСТВО
ИМПЕРАТОРСКАГО
ДВОРА
-
МОСКОВСКАЯ КОНТОРА
ИМПЕРАТОРСКИХ
ТЕАТРОВ
-
Августа 19 дня 1904 г
№916

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Дано служащей при Дирекции ИМПЕРАТОРСКИХ Театров артистке балетной труппы Екатерине Никифоровне Федоровой
вероисповедания Православнаго
в том, что на вступление ея в первый законный брак со стороны Дирекции препятствия не встречается; в чем Московская Контора ИМПЕРАТОРСКИХ театров за надлежащею подписью и приложением печати свидетельствует.
(мелко) Свидетельство это с подписью о венчании должно быть возвращено в контору.

Управляющий Конторою Н. Фон Бооль
Делопроизводитель …


(на обороте рукописно черн чернил)

Означенная в сем артистка Императорских Московских Театров девица Екатерина Никифоровна Федорова, сего 1905 года Февраля 16-го дня повенчана первым браком в Московской Георгиевской в
бывшем монастыре, церкви с Ротмистром Жандармскаго Девизиона Михаилом Алексеевичем Величковском.
В чем, с приложением церковной печати и удостоверяю.
Венчавший их означенной церкви Священник Иоанн Никольский

1905 года Февраля 16 дня.




Л 14-21
(Паспорт на 20 страницах в картонном коленкоровом переплете, размером с современный)


Паспортная книжка
На пять лет
Выдана из московской Конторы императорских Театров Тысяча девятьсот второго года Октября месяца 30 дня

1.Имя, отчество, Фамилия:
Екатерина Никифоровна Федорова

2.Звание: Артистка балетной труппы Императорских Московских Театров

3.Время рождения: 27 Октября 1876

4.Вероисповедание: Православнаго

5.Место постоянного жительства: город Москва

6.Состоит ли или состоял ли в браке: Девица (см стр 9)

7.Отношение к отбыванию воинской повинности: -

8.Документы, на основании которых выдана паспортная книжка: отношение Московской Казенной палаты от 10 июля 1902 за № 38397. Свидетельство Московской Мещанской Управы, от 13 июня 1902 г за №6687

9.Подпись владельца книжки: (полностью мелко накорябано)

Если владелец книжки неграмотен, то его приметы: рост, цвет волос, особые приметы

10.лица, внесекнные в паспортную книжку, на основании ст 9 и 10 положения о видах на жительство: -

11.Перемены, происшедшия в служебном, общественном или семейном положении владельца книжки, а равно лиц, числящихся в книжке:
Означенная в сей Артистка Императорских Театров девица Федорова Екатерина Никифоровна, сего 1905 г. Февраля 16 дня повенчана первым браком в Московской Георгиевской в бывшем монастыре, церкви с Ротмистром Жандармского дивизиона Михаилом Алексеевичем Величковским.
В чем, с приложением церковной печати и удостоверяю венчавший их означенной церкви Священник Иоанн Никольский
1905 г февраля 16 дня

...
Стр -16-
Место для прописки видов полициею.
(марка Московского Городского Управления в 40 коп)

903 21 Августа
(АРБ?)АТСКОЙ Ч 1 УЧАСТКА
В ДОМЕ № 7 по (полир ляр ла?)
… и (званием?) Артиска


Стр - 20 – (последняя стр)

8 Июля 1903 года
176
Сотник …
(марка «СБОР В ДОХОД ГОРОДА ПЯТИГОРСКА. ОДИН РУБЛЬ», ПЕРЕЧЕРКНУТА КРЕСТ НАКРЕСТ)




Л-23
(машинопись черная на А5, гербовая марка в 60 коп с печатью «23 февр 1905»)

В московскую Контору ИМПЕРАТОРСКИХ театров

Московского Жандармского
Дивизиона Михаил Алексеевич
Ротмистр ВЕЛИЧКОВСКИЙ

ЗАЯВЛЕНИЕ

Сим удостоверяю, что я ничего не имею против того чтобы жена моя Екатерина Никифоровна ВЕЛИЧКОВСКАЯ, по сцене ФЕДОРОВА I, продолжала службу в балетной труппе Московских ИМПЕРАТОРСКИХ театров.

Ротмистр Величковский

«23» Февраля 1905 года

Собственноручную подпись Ротмистра Московского Жандармского Дивизиона ВЕЛИЧКОВСКОГО подписом и приложением казенной печати удостоверяю. Город Москва
«23» Февраля 1905 года

Адъютант Московского жандармского Дивизиона
Ротмистр …



Вот эта церковь венчальная из справочника "Вся Москва на 1905 год):




А вот и ее фотографии:


Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке, 1881



1910-1911



1924-1927



1934 год (перед самым сносом).


"В конце XIX века Георгиевская церковь была своеобразным домовым храмом императорских театров, став приходской для артистов Большого и Малого театров, а ее настоятель, священник Иван Никольский, преподавал закон Божий в Императорском театральном училище на Неглинной..
В мае 1930 года администрация театра потребовала снести давно закрытую церковь для строительства на ее месте мастерских. Реставраторы предложили сохранить храм, перестроив его в требуемые мастерские. Однако просьбу руководства театра поддержал Наркомпросс... Оба храма снесли. На месте Георгиевской церкви была выстроена типовая советская школа.., и только имя Георгиевского переулка осталось от славной московской обители".
(http://www.pravoslavie.ru/put/071207123757.htm)




А от священника Ивана Никольского остался сын - Сашин-Никольский, Александр Иванович (1894—1967), советский актёр театра, кино, радио и эстрады. Исполнитель цыганских и старинных романсов, Народный артист РСФСР (1949).

Известнейшая его роль отца в "Анне на шее".., но я покажу фрагмент из фильма «Чук и Гек» (1953), где он - почтальон:




Продолжение следует..



--------------------------------------------------------------------
© 2018 Станислав Серапинас (sagittario)
--------------------------------------------------------------------
Tags: "Археологи - ау!", Величковский, архив, балет, документ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments