Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Гейнсборо - Абель

Был на выставке Томаса Гейнсборо в Пушкинском..

А все почему?.. а потому что там был портрет любимого мной Абеля!:))
Вернее, я даже не знал, есть ли он там, когда шел.., но надеялся!)
И вот - есть!:)



Наделал фотографий и портрета, и всего остального я там, конечно, массу! (и всеми сиими тоннами еще осчастливлю!:))... но сначала хотелось бы показать, почему таки Абель - "мной любимый"!:)

Сыграю один лишь менуэт его.. и, возможно, кто-то в любови этой ко мне присоединится:)


Абель Карл Фридрих (1723–1787), Концерт для клавесина или пиано-форте Op.11 No.3 [1771]
часть II - Tempo di minuetto


Поражает в первую очередь тут трио, конечно же, эпизод в средней части.. Из тех времен чего-то более приближенного по раскрепощенному лиризму к музыке 60-х годов века уже 20-го я лично больше просто не знаю.. Собственно, это готовый "Таривердиев" уже условный..

Удивительно.. и восхитительно!:).. впрочем, об Абеле, надеюсь мы поговорим еще конкретно отдельно, благо 22 декабря у него день рождения..

А пока, все же, о выставке!) а точнее, сначала немного о Гейнсборо и Абеле..



Портрет Карла Фридриха Абеля (около 1765). Национальная портретная галерея, Лондон.

Осмотр выставки, как не трудно догадаться, начался для меня с Абеля:).. Никак не мог от него оторваться и все фотографировал зачем-то со всех сторон и в различных деталях, несмотря на блики и "смартфонную технику":)



















Представлен и эскиз там был к портрету.., но его за стеклом и вовсе сложно было разглядеть и вразумительно запечатлеть..


Портрет Карла Фридриха Абеля. Эскиз (около 1765). Национальная портретная галерея, Лондон.







Любопытно было послушать очень даже "гейнсборошную" с виду тетушку, экскурсоводившую стайкой подросших детишек с живописно-художественными волосами




Которая, в частности, поведала, что в особенностях виол сама она не очень-то разбирается (а держит на портрете Абель именно виолу да гамба, непревзойденным виртуозом которой безоговорочно всеми признавался), но специально интересовалась у музыкантов, и вот они ей разъяснили, что на виолах, в отличие от виолончелей, пиликают смычком где-то там в самом низу у основания(!!!)




Там я от реплик усилием воли сдержался), но тут для детишек постарше о различиях виол и виолончелей в двух словах все же поясню:)

Я уже писал об этом когда-то.. в посте о другом выдающемся виртуозе-гамбисте Жане-Батисте-Антуане Форкере (1699-1782), собственно, современнике Абеля (но почему-то именно Абеля принято называть "последним виртуозом на гамбе")..

На его портрете особенности игры на виоле видны очень хорошо..




Не говоря уже о несколько иной форме резонатора и большего количества струн (6 или 7) семейство виол отличается от виолончели (и всего семейства скрипичных) наличием на грифе ладовых порожков (как на гитаре, к примеру)





что "компенсируется" динамической регулируемостью натяжения волокон смычка с помощью пальца непосредственно во время игры:




это же движение пальца (вовсе не случайное) мы наблюдаем и на "нашей" картине Гейнсборо:




Виола была камерным аристократическим инструментом и не смогла конкурировать в наступавшую концертную эпоху с более громкими и яркими скрипичными..














Однако сам Томас Гейнсборо виолу очень любил, играл на ней и брал уроки мастерства как раз у Абеля.., расплачиваться за которые предпочитал собственными картинами! к обоюдному, видимо, удовольствию:)
По свидетельству современника все стены дома Абеля были увешаны рисунками Гейнсборо:)

Вот и на выставке представлена одна подобная картина - портрет собак Абеля!:) мамы и щеночка..






















Померанский шпиц и щенок (около 1777). Галерея Тейт, Лондон.














































А ведь есть и еще один портрет Абеля кисти Гейнсборо (он, к сожалению, на выставке не представлен), на котором красуется все тот же померанский шпиц собственной персоной!:)


Портрет Карла Фридриха Абеля (1777 год). Собрание Хантингтонской библиотеки, Сан-Марино, штат Калифорния, США.

Вот и знаменитый автопортрет задумывался Томасом Гейнсборо в качестве подарка Карлу Фридриху Абелю, который был для него не только учителем музыки, но и ближайшим другом.



Автопортрет (около 1787). Королевская академия художеств, Лондон.







Внезапная смерть Абеля оборвала работу над картиной..




20 июля 1787 года Гейнсборо писал своему приятелю Бейту:

"Бедный Абель умер сегодня около часу, без страданий, после трех суток сна. Я уверен, что эта потеря вызовет ваше сожаление.  Мы ценим талант за то, что он нам оставляет, и оплакиваем то, что он отнимает. Если Абель и не был столь великим человеком, как Гендель, то это потому, что капризы моды разрушили музыку еще прежде, чем он взялся за перо. Что касается меня, то я не перестану обращать свои взоры к небесам... в надежде еще раз увидеть человека, которого полюбил с той минуты, как услышал его прикосновение к струнам. Бедный Абель! Не прошло и недели с той поры, когда мы весело проводили с ним время, и он написал для меня самую сладостную мелодию во всем моем собрании - одно из удачнейших его созданий... Мое сердце слишком переполнено, чтобы сказать что-то еще..."





Автопортрет так и остался незавершенным (это можно заметить по недостаточной проработке фона и левой стороны лица).., а год спустя художник и сам покинул этот мир..



. . .

Подробный обзор выставки здесь - https://sagittario.livejournal.com/642978.html

--------------------------------------------------------------------
© 2019 Станислав Серапинас (sagittario)
--------------------------------------------------------------------

Certificate for nickname sagittario

Tags: Абель, Гейнсборо, английское, играю, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →