Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Category:

Томас Гейнсборо в Москве.

Томас Гейнсборо (1727-1788) в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва (3 декабря 2019 года - 1 марта 2020 года).

Проведу таки обзор выставки, разместив картины в хронологическом порядке.. Комментарии скомпилировал из купленного там же каталога (по ходу выявляя некоторые там ошибки:)..

Картины не все, конечно же, но много, предупреждаю!:)


























Около 1744 - Портреты мальчика и девочки.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Два портрета мальчика и девочки были первоначально одной картиной 17-летнего Гейнсборо..
Кто-то когда-то зачем-то их разрезал...














































1744 - Портрет Энн Линч. Графитный карандаш.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Один из самых ранних сохранившихся рисунков Гейнсборо.
Энн была дочерью Эдварда Линча, судебного пристава Ипсвича, и его жены Элис.
Портрет, как предполагают, посмертный.






Около 1746 - Портрет джентльмена с собакой в лесу.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).















Около 1746-1747 - Лесной пейзаж с сидящим пастухом.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Пейзаж изображает окрестности Садбери, где родился Гейнсборо.
Вдалеке виднеется деревушка Грейт-Хенни с церковью Пресвятой Девы Марии (XI-XIV века).
















Около 1746-1747 - Пейзаж с повозкой на извилистой дороге.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).















Около 1750 - Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).








































1751 - Посмертный портрет Джона Гейнсборо (1683-1748) - отца художника. Графитный карандаш.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





Около 1752 - Портрет миссис Кобболд и ее дочери Энн.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).






























Около 1753 - Саффолкская пашня. Офорт.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).

























Около 1754 - Упавшее дерево. Этюд.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





Около 1754 - Цыгане. Офорт.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).

























Около 1755 - Стоящая корова. Этюд.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





Около 1755-1757 - Лесной пейзаж со старым крестьянином.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).















Конец 1750-х - Фрагмент письма Гейнсборо с карикатурными портретами Джона Вуда - учителя танцев и капитана Авраама Клерка.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).










Около 1759 - Портрет Лэмба Барри.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Лэмб Барри (1704-1768), саффолкский знакомый Гейнсборо, член парламента от Ипсвича.
Табличка на его могиле в церкви Св. Маргарет в Сайлхэме описывает его как человека "образцовой справедливости, умеренности, благочестия и милосердия к бедным; одного из лучших и самых нежных мужей; самого снисходительного отца... и образец непоколебимой добропорядочности. Со всеми этими качествами неудивительно, что он достиг редкого и необычного счастья не иметь ни одного врага на этом свете".











Конец 1750-х - Маргарет Гейнсборо в виде собирательницы колосьев.
(Музей Ашмолеан, Оксфорд).



Еще в 1824 году описание этой картины звучало как "портреты двух дочерей Гейнсборо, в одеяниях крестьянок, на поле пшеницы, собирающих урожай".
Затем "кто-то зачем-то когда-то" портрет этот двойной разрезал.. Половинка с Маргарет (1751-1820) осталась, а о местонахождении половинки с Мэри (1748-1826) до сих пор ничего не известно..
















Около 1760 - Портрет Энн Форд. Эскиз.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Эскиз к портрету Энн Форд - виртуозной исполнительнице на гитаре, виоле да гамба, стеклянной гармонике, а также певице..











Около 1763 - Портрет Гарриет, виконтессы Трейси (1722-1795).
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).










Около 1763 - Портрет Мэри и Маргарет, дочерей художника. Эскиз.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





Около 1765 - Портрет Карла Фридриха Абеля.
(Национальная портретная галерея, Лондон).

IMG_20191207_180800181-.jpg

Ну, об Абеле я подробно писал уже:)






1762-66 - Портрет семьи Джорджа Байяма.
(Музей Холбурн, Бат).



Первоначально (в 1762 году) на полотне были изображены лишь Джордж Байам (1734-1779) - владелец крупных сахарных плантаций на Антигуа, и его супруга, урожденная Луиза Барест.
Когда несколько лет спустя супруги вернулись из своих колониальных владений с дочерью Селиной, Гейнсборо дорисовал на портрете дочь, заодно изменив платье и прическу Луизы:)




Наша знакомая "экскурсоводная тетушка" и здесь отличилась, поведав деткам, что черная вуаль на голове девочки символизирует ее смерть к моменту запечатления.. Что звучало убедительно, но впоследствии при чтении каталога, увы, не подтвердилось!:)


























Около 1767 - Портрет Гертруды, леди Алстон (1731-1807).
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).






























1769 - Портрет питминстерского мальчика.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



На этом портрете, предположительно, изображен племянник и ученик Гейнсборо.











1770-74 - Крестьяне, едущие на рынок. Мел, гуашь, размывка тушью.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).















Около 1770 - Дерево. Набросок.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





Начало 1770-х - Портрет миссис Томас Гейнсборо, урожденной Маргарет Бёрр (1727-1797).
Графитный карандаш, пастель, белила.

(Из коллекции А.Г. Егорова, Москва).



Маргарет Бёрр, незаконорожденная дочь графа Бофорта, стала женой Томаса Гейнсборо в июле 1746 года.
Каждый год на годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги.






Около 1770 - Портрет Джона Рассела, 4-го герцога Бедфорда.
(Национальная портретная галерея, Лондон).

























До октября 1771 - Портрет Абеля Мойси (1743-1831).
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).




















Около 1772 - Портрет Магарет, дочери художника.
(Галерея Тейт, Лондон).






























1777-1778 - Лесной пейзаж с домом. Бумага, мел.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





Около 1777 - Померанский шпиц и щенок.
(Галерея Тейт, Лондон)



Ну,  этих собачек Абеля я тоже во всех подробностях показывал уже:)






1778 - Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж.
(Музей Холбурн, Бат).



Луиза Скрайн (1760-1809), обладавшая большими музыкальными способностями, была не только блестящей исполнительницей, но и вместе с мужем, сэром Томасом Кладжем (1751-1782), оказывала покровительство иностранным музыкантам в Англии.


























1778 - Портрет Самюэля Линли.
(Картинная галерея Далич, Лондон).



Самюэль Линли (1760-1778) - один из талантливых детей выдающегося музыканта и композитора Томаса Линли (1733-1795), гобоист, певец и морской офицер (умер, заразившись холерой, в первом же плавании).
По семейному преданию, этот портрет был создан Гейнсборо всего за 48 минут, перед самым отправлением Томаса Линли в то самое плавание...











1780-81 - Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками.
(Национальный фонд, аббатство Энгсли, Кембриджшир).






























Около 1780 - Трость с вкладной шпагой и ножнами, принадлежавшая Томасу Гейнсборо.
(Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк).










Около 1781-1782 - Пейзаж с пастухом и стадом. Стеклянные пластины, масло.
(Музей Виктории и Альберта, Лондон).










Около 1783 - Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами.
(Музей Виктории и Альберта, Лондон).

























Выставлена в 1782 - Лесной пейзаж со стадом у водоема.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).

























Около 1783 - Романтический пейзаж с овцами у источника.
(Королевская академия художеств, Лондон).










1784 - Лесной пейзаж с фигурами отдыхающих. Карандаш, размывка тушью.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).





1779-1785 - Портрет миссис Элизабети Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом.
(Картинная галерея Далич, Лондон).



На этой картине дети так же пририсованы позже.. Но, в отличие от портрета семьи Джорджа Байяма, добавлены тут к изображению умершей уже к тому времени матери..




Изначально Элизабет Муди (1756-1782), урождённая Джонсон, была изображена на портрете одна, ее правая рука указывала на жемчуг на груди. Скорее всего, портрет был заказан вскоре после ее свадьбы с Самюэлем Муди в 1779 году.




Судя по возрасту мальчиков (Самюэль родился в 1781, Томас - в 1782) окончательный вариант картины относится к 1784-1785 годам.




"Девченочность" изображенных мальчиков - одна из топовых тем разговоров выставкопосетителей:) А, между тем, оба стали офицерами и сделали военную карьеру..











Около 1785-1788 - Лесной пейзаж с пастухом и четырьмя коровами.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).




















Около 1785 - Портрет Маргарет Гейнсборо, жены художника.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).















1785 - Портрет Томаса Хибберта (1744-1819).
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).




















Около 1785 - Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда (1754-1788).
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Джон Уитмор Четвинд изображен в возрасте 30 лет в повседневном мундире Королевского флота, будучи капитаном корабля Ее Величества "Экспедиция".
















1786 - Рыночная повозка.
(Национальная галерея, Лондон).



Один из последних пейзажей Гейнсборо и одна из самых значительных его работ: картина была закончена за полтора года до его смерти.



















































Около 1786 - Лесной пейзаж с повозкой. Офорт.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Считается одним из лучших офортов Гейнсборо.






Около 1787 - Лесничий. Набросок.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Один из набросков к картине "Лесничий" (1787), которую Гейнсборо считал своей величайшей работой. Уничтожена пожаром в 1810 году.






1787 - Автопортрет.
(Королевская академия художеств, Лондон).



О связи этого автопортрета художника со смертью его друга композитора Абеля я уже писал




Гейнсборо специально оговорил в своем завещании, что хочет остаться в памяти потомства именно таким: «Мое твердое пожелание, чтобы после моей смерти не делали гипсовых слепков с моего лица, никакого моего изображения не позволяли делать, но если мистер Шарп пожелал бы исполнить гравюру с поясного эскиза, мною написанного и предназначавшегося для Абеля, я даю полное согласие».



1788 - Конверт с прядью волос Томаса Гейнсборо.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Конверт подписан женой художника Маргарет: "Волосы Томаса Гейнсборо, академика, отрезанные его женой 2 августа 1788 года, в день его смерти".



Около 1740 - Старая лошадь. Гипс.
(Дом-музей Томаса Гейнсборо, Садбери, Саффолк).



Статуэтка лошади - одна из ранних сохранившихся работ Томаса Гейнсборо, выполненная им лет в 14.. Потому композиция тут с посмертной прядью волос художника носит явно читаемый символический характер..





В некрологе, опубликованном в The Morning Chronicle, говорилось, что сразу после того, как художника отправили на обучение в Лондон в 1740-х годах, он "совершил свои первые попытки в искусстве, моделируя фигуры коров, лошадей и собак, в чём он достиг великого совершенства: в гипсовых мастерских есть копия выполненной им старой лошади, которая имеет особую ценность".











































































Certificate for nickname sagittario


Tags: Абель, Гейнсборо, английское, выставки, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →