Stas (sagittario) wrote,
Stas
sagittario

Categories:

Эдельмановы страницы. Посвященческое.

Речь о посвящениях творений Жана-Фредерика Эдельмана.. Но поскольку у него сегодня день рождения (родился 5 мая 1749), то пост сей можно расценить и как мое ему посвящение.. (впрочем, не только сегодняшний!:)

О появлении в продаже нового десятого опуса Эдельмана было объявлено в "Парижском журнале" 11 февраля 1781 года:







Из первой сонаты этого опуса я не показывал лишь четвертую заключительную ее часть, что тут и делаю:


Edelmann Jean-Frédéric (1749-1794)
"Quatre Sonates pour le clavecin avec accompagnement de violon, dédiées à Mme de Brunville", op.10
Sonata No1 - IV.Gayement [1781]




Выглядело сие издание следующим образом:




и посвящено было Мадам де Бранвиль:




Что в моем самодеятельном переводе с галантно-старофранцузского:) звучит приблизительно так:

Мадам,
ваше имя во главе моего Труда заранее уверяет меня в его успехе, он не мог увидеть свет с более счастливым предзнаменованием, чем быть украшенным самой прекрасной Гирляндой в момент своего рождения.​ Все те, кто знает вас, Мадам, не смогут прочитать первую страницу, не вспомнив все качества, которые характеризуют вас, эту природную грацию, эту игривость, веселость и эту доброту, которые являются самым прекрасным украшением юности. Среди множества ваших талантов выделяется ваш определенный вкус к Искусству, которое вы узнали за короткое время, и на моих глазах прогрессировали так же быстро, как и блестяще. Продолжайте, Мадам, наслаждаться своей собственной работой, повышая свое особое рвение, вы будете способствовать продвижению прогресса в Искусстве, и ваш успех обязательно послужит разжиганию гения Художников.

С уважением,
Мадам,
ваш нижайший и покорнейший слуга,
Эдельман.




Кто была такая эта Мадам де Бранвиль установить оказалось не так-то просто..
Прикинув и так, и эдак, сделал выбор в пользу Анжелики-Марии де Бранвиль, в девичестве Дево де Сен-Морис (Angélique Marie DESVAUX de SAINT MAURICE), родившейся в 1763 году в семье адвоката Жака Филиппа Дево де Сен-Мориса, впоследствии Генерального управляющего финансами Бургундии.

В 1780 году ее мужем стал Франсуа-Антуан де Фландр де Бранвиль (François Antoine de FLANDRE de BRUNVILLE), 1745 года рождения, кавалер и Королевский прокурор.

Т.е. на начало 1781 года, когда вышел рассматриваемый опус Эдельмана, Анжелика-Мария была и юна (не достигла и восемнадцати лет), и именовалась уже "Мадам де Бранвиль", что вполне соответствует описанию из Посвящения..
Вот только добавочки "де Фландр" в фамилии там не хватает.., но кто этих французов с их аристократическими тонкостями разберет!)..

Портрета ее в сети не выудилось, зато есть портрет ее прославленного младшего брата, наполеоновского бригадного генерала Жан-Жака Дево де Сен-Мориса (1775-1815), участника многих сражений (включая Бородинское), погибшего в битве при Ватерлоо от ядра, разорвавшего его напополам..




С другой стороны, имеется портрет еще одной Мадам де Бранвиль - Марии-Франсуазы..
Точнее, опять же, "де Фландр де Бранвиль" (Marie-Françoise de FLANDRE de BRUNVILLE, 1742-1815).., ибо приходилась она родной сестрой мужу Анжелики-Марии.. (то бишь была ей, по-нашему, золовкой!:)




Правда, в 1779 году, когда знаменитая Элизабет Виже-Лебрен (Виже-Ле Бран - Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, 1755-1842) писала этот портрет, Мария-Франсуаза давно была уже Мадам графиней дю Клюзель, так как еще в 1758 году вышла замуж за Франсуа Пьера дю Клюзеля (обогатившго впоследствии фамилию увесистыми добавками в виде "де ля Шабрири" и "де Монтпио" - François Pierre du CLUZEL de la CHABRERIE de MONTPIPEAU, 1734-1783), и под кандидатуру "нашей" Мадам де Бранвиль никак не подходила..
К тому же воспевание прелестей юности было бы явно неуместным по отношению к сорокалетней уже почти женщине:)..

Хотя на портрете она выглядит явно моложе, что странно!..




И на другом ее портрете (замечательном!! мне вот очень даже жаль, что не "нашей" Мадам де Бранвиль она оказалась:)), созданном чуть ли не десятью годами позже художником Анри-Пьером Данлу (Henri-Pierre Danloux, 1753-1809), предстает она, опять же, не по годам юной!..




Подобные возрастные несоответствия, причем сразу в двух независимых случаях, вызывали естественное недоумение..
А откуда, собственно говоря, я взял, что на портретах этих именно Мария-Франсуаза представлена?
Да из сети, откуда же еще!).. - по имени набранному всплыли картинки с пояснениями, что это Madame la Comtesse de Cluzel née (урождённая) Marie Françoise de Flandre de Brunville!

Поискал тогда по местам хранения..
Картина Виже Лебрен находится в собрании шартрского Музея изобразительных искусств и называется просто - "Графиня дю Клюзель" (La comtesse du Cluzel, huile sur toile, ovale, 66,5 x 54 cm).
Работа же Данлу обитается в чьей-то частной коллекции и идентифицируется, насколько я понял, лишь предположительно.. Но, опять же, как портрет просто "Графини дю Клюзель", без уточнений..

Т.е. в обоих случаях указывалась лишь фамилия.., и мелькнула мысль - а не дочь ли Марии-Франсуазы на этих изображениях?

Из всех детей Франсуа-Пьера и Марии-Франсуазы дю Клюзелей по возрасту лучше всего на эту роль подходила старшая из оставшихся к тому времени в живых дочь - Мария-Тереза-Антуанетта (Marie Thérèse Antoinette du CLUZEL, 1763-1830), ровесница, кстати сказать, "нашей" аристократической ученицы Эдельмана..

В 1778 году Мария-Тереза-Антуанетта дю Клюзель вышла замуж за своего двоюродного дядю, кузена своего отца графа Антуана-Марию дю Клюзеля (Antoine-Marie du CLUZEL de la CHABRERIE, 1738-1833), портрет которого написал все тот же Анри-Пьер Данлу.. Что лишний раз говорит в пользу нашей догадки..




Антуан-Мария дю Клюзель сделал блестящую военную карьеру, став лейтенантом гренадеров в полку французской гвардии. В 1791 году ему пришлось эмигрировать. Назначенный близким советником принца Нассау, он жил при дворе Гессен-Нассау до 1800 года, после чего вернулся во Францию.

Несмотря на то, что был старше своей жены на четверть века, пережил ее, прожив 95 лет!

Вот он в старости на портрете Луи-Леопольда Буальи (Louis-Léopold Boilly, 1761-1845):




Кисти Данлу принадлежит портрет и младшего брата Марии-Терезы-Антуанетты - Пьера-Франсуа-Жана дю Клюзеля (Pierre François Jean du CLUZEL, marquis de Montpipeau, 1765-1838)




А есть очень интересный и детский его портрет работы художника Жана-Батиста Перронно (Jean-Baptiste Perronneau, 1715-1783).. с ракеткой и воланом:




из которого видно, что игра в бадминтон с тех пор до наших дней практически не изменилась! вплоть до названия снаряда - волан.., как, собственно, называлась и вся игра - Le Volant..

Что отображено и на гораздо более поздней карикатуре 1801 года:




На картине же Жана-Батиста-Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin, 1699-1779) "Девочка с ракеткой" 1737 года волан пока что более громоздок:





Вернемся, однако, к их папе:), ибо его великолепный портрет шведского художника-портретиста Александра Рослина (Alexander Roslin, 1718-1793) также имеется:




Франсуа Пьер дю Клюзель (1734-1783) сумел оставить достаточно яркий след в истории.. Во всяком случае, в истории Турени, интендантом которой он в 1768 году был назначен, поднявшись, таким образом, на одну из самых высоких должностей в королевской администрации.

Его действия в Турени фактически придали решающий экономический импульс области, подняв, в частности, ее шелковую промышленность и развив торговлю за счет разумной налоговой политики. Но особенно значителен его вклад в развитие города Тура, где роль его приравнивается к роли барона Османа в преобразовании облика Парижа. Город из средневекового скопища лабиринта переулков, окруженых валами, широко раскрылся благодаря прокладыванию большой хорды с севера на юг, став современным городом, приводящимся в качестве примера, и крупным перекрестком в направлении испанского маршрута. Дю Клюзель также провел большую работу над дамбами, ограничив риски, связанные с периодическими наводнениями в Луаре.




Близкий к герцогу Шуазёлю и его окружению, завсегдатай интеллектуальных салонов и знающий коллекционер, просвещенный ум, поддерживающий эпистолярные отношения с Вольтером, дю Клюзель был настоящим человеком Просвещения, склонный к реформам энциклопедистов.

Франсуа-Пьер дю Клюзель, рыцарь, маркиз Монпипо, барон Шерай, лорд Бланвиль, Херонвиль и других мест, советник короля во всех его советах, интендант правосудия, полиции и финансов во всей Турени, умер в Туре 9 августа 1783 г., не дожив и до пятидесяти лет..





Ну и, сделав круг, вернемся все же к де Бранвилям! А именно к родителям жены интенданта Турени Марии-Франсуазы дю Клюзель и брата ее Франсуа-Антуана де Бранвиля (ну тот, что муж "посвященки" нашей - Анжелики-Марии де Бранвиль!.. если кто в состоянии еще в этом всем разбираться:))

Замечательные парные портреты все того же Александра Рослина, выполненные им в 1761 году!

Антуан де Фландр де Бранвиль (Antoine de Flandres de Brunville, 1704-1788) - генеральный управляющий ферм:




Жанна-Мария де Фландр де Бранвиль, урожденная Дюмон (Jeanne-Marie de Flandre de Brunville née DUMONT, ?-1776)




В "Справочнике дворянства франции" (1911) об Антуане Дефландре и его потомках (которые нам уже, как родные!:) можно прочесть следующее:



Дефландр (Антуан), Сеньёр де Бранвиль, генеральный контролер ферм, которым стал 2 января 1750 г. вместо Николя-Франсуа Филлиона де Виллемура и заменен с почетными грамотами 22 апреля 1772 г. Ж.-Л. Пероном.
«Родился в Париже 31 января 1704 года, сын Жана Дефландра, офицера герцогини Бургундской и Жанны-Барбе де Бомон». Он женился на Жанне-Марии Дюмон, умершей в Париже 23 января 1776 года, имеет сына, о котором ниже, и дочь Марию-Франсуазу, жену Франсуа-Пьера дю Клюзеля, лорда Монпипо, интенданта общности Тура.
Франсуа-Антуан де Фландр де Бранвиль, барон Трене, и Кульдрэ, прокурор Шато де Пари, женился в Париже 21 мая 1780 года на Анжелике-Марии Дево де Сен-Морис, чей сын:
Филипп-Мария-Ипполит, советник при дворе Меца (1820), родился в Париже 26 января 1783 года, женат на Марии-Антуанетте Годрен, вдове (с двумя дочерьми) господина Мартина.



Нашей же Анжелике-Марии де Бранвиль из Посвящения (если это, конечно, она:) довелось, претерпев все перипетии ее сложного времени, дожить до почтенной старости.. Скончалась она в Париже 15 января 1848 года на 85 году жизни..


Такой вот в нескольких штрихах исторически личностный фон этих сонат обрисовался (точнее, круговорот:)..

Ну и пусть прозвучит вся первая соната Эдельмана из этого опуса теперь целиком, собранная в плей-лист (последующие части подгружаются автоматически.., дождитесь!:)


Edelmann Jean-Frédéric (1749-1794): "Quatre Sonates pour le clavecin avec accompagnement de violon, dédiées à Mme de Brunville", op.10, Sonata No1 [1781]


Certificate for nickname sagittario
Tags: Эдельман, играю, портреты, художники
Subscribe

Posts from This Journal “Эдельман” Tag

  • Встреча с Эдельманом..

    Воспитательный Гугл напомнил сегодня о юбилее Татьяны Лиозновой.. (интересно, кто в конце там под буковой Е.. Штирлиц или Мюллер?:).. Полезно..…

  • Эдельманопостигательное

    Путь к Эдельману был мой долог.. но, кажется, не столь напрасным.. и дело не в игре "прекрасной", а что блуждать среди трёх ёлок все ж перестал…

  • Журавль по небу летит..

    Печально, что музыка Жана-Фредерика Эдельмана оказалась отсеченной (почти так же совсем, как собственная его голова) от тела мейнстримного…

  • Эдельманокарантинное

    Коль бродит в мире вирус рьяно - настало время Эдельмана!.. Edelmann Jean-Frédéric (1749-1794) "Quatre Sonates pour le…

  • Edelmann Jean-Frédéric - Affectueusement [1781]

    метаморфозы карантина.. смотреть вдруг стало легче прямо фиксировать сквозь паутину реальной жизни панораму какая странная картина вдруг выплывает…

  • Начальномайское

    Начало мая пестрит праздниками!.. кроме всем известных календарных тут еще и парочка музыкальных юбилеев моих любимцев затесалась.. 9-го исполняется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments